25 апреля 2024 года

День в истории: 24 мая — сметные правила (1919)

Декрет Совнаркома от 24 мая 1919 года «О Сметных правилах» утвердил «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении финансовых смет Народных Комиссариатов и прочих центральных учреждений и росписи общегосударственных доходов и расходов Р.С.Ф.С.Р. на июль — декабрь 1919 года». Этот документ фактически соответствует современному Бюджетному кодексу, а также описывает правила перехода на систему централизованного бюджета в течение 1919 года.

I. Общие положения
По сметам и росписи на июль — декабрь 1919 г. исчисляются все предвидимые на этот период общегосударственные расходы РСФСР и ожидаемые к поступлению в народную казну доходы без подразделения смет и росписи на отделы обыкновенных и чрезвычайных расходов и ресурсов.
Все сборы в доходы по всем, без исключения, ведомствам (в том числе всякого рода денежные поступления — чеки, переводные билеты, наличные деньги и т.п.) ни в каком случае не могут оставаться на хранении на руках у должностных лиц или в учреждениях, а равно не подлежат зачислению в депозиты, специальные средства или на текущие счета учреждений и должностных лиц, но тотчас же по мере поступления их в учреждения или к должностным лицам передаются полностью в кассы Народного Комиссариата Финансов для зачисления в общегосударственные доходы.
Ведомства обязываются перечислить не позже 1 августа 1919 г. в доход казны всю состоящую в их распоряжении действительную денежную наличность специальных средств, фондов и капиталов, причем все расходы, относившиеся на специальные средства, фонды и капиталы, которые будут обращены в казну, подлежат исчислению по сметам общегосударственных расходов.
Ведомствам воспрещается держать на своих текущих счетах какие бы то ни было суммы, за исключением сумм, предоставляемых им по действующим сметам с момента вступления этих смет в действие и до момента их заключения. Одновременно с прекращением срока действия кредитов, из сумм которых текущие счета ведомств образовались, эти счета должны быть безусловно закрыты. Сроки эти следующие: 30 июня 1919 года закрываются текущие счета, составившиеся из продолженных кредитов смет второго полугодия 1918 года, 31 июля 1919 года закрываются текущие счета, составившиеся из сметных кредитов первого полугодия 1919 года, кроме кредитов, подлежащих продлению по сметным правилам на второе полугодие этого года, и 31 декабря должны быть закрыты текущие счета, составившиеся из продолженных кредитов первого полугодия 1919 года.
При составлении смет доходов на июль — декабрь 1919 года Народные Комиссариаты и прочие Центральные учреждения обязываются предусмотреть по сметам подлежащие зачислению в доходы казны в наличных деньгах суммы как специальных средств, фондов и капиталов, так и депозитов.

II. Порядок составления смет
Сметы общегосударственных доходов и расходов составляются Народными Комиссариатами и прочими центральными учреждениями, каждым по принадлежности, причем материалом для составления этих смет служат сметы и другие данные, представляемые Народным Комиссариатам и другим учреждениям от подлежащих местных учреждений: губернских, окружных, областных (в областях, обвивающих собою несколько губерний) и пр.
Финансовые сметы и роспись общегосударственных доходов и расходов состоят из двух самостоятельных частей: I — доходы и расходы прямые и II — доходы и расходы оборотные.
В первой части смет и росписи предусматриваются по доходам — прямые платежи в казну, поступающие посредством внесения денежных знаков или путем перечислений сумм с текущих счетов частных организаций и лиц, и по расходам — прямые платежи из казны в виде выдачи из касс денежных знаков или в виде перечислений казенных сумм частным организациям и лицам на их текущие счета в учреждения Народного Банка.
Во второй (оборотной) части смет и росписи предусматривается стоимость материалов, предметов, изделий, продуктов, а также всякого рода услуг, предоставляемых Советскими учреждениями и предприятиями в качестве производящих или распределяющих органов другим Советским же учреждениям и предприятиям, а по расходам — стоимость материалов, предметов, изделий, продуктов и всякого рода услуг, получаемых Советскими учреждениями и предприятиями в качестве потребителей от других Советских учреждений и предприятий.
По требованию Междуведомственного Бюджетного Совещания все Главки, Центры и Отделы Высшего Совета Народного Хозяйства, а также и другие Советские производящие и распределяющие органы обязаны сообщать имеющиеся у них сведения об имеющейся у них по всем их предприятиям наличности и о предполагаемых за сметный период поступлениях и расходах производимых и распределяемых ими продуктов и предметов.
Главки, центры и другие производящие или распределяющие органы обязательно должны сообщать в виде особых приложений к сметам свои предположения о тех примерных ценах, по которым они предполагают отпускать производимые ими или распределяемые материалы, изделия, предметы, продукты и проч.
В обеих своих частях сметы и роспись доходов составляются согласно временной классификации, по которой составлена роспись доходов на январь — июнь 1919 года. Равным образом, и к сметам и росписи расходов применяется существующая расходная классификация. Изменения в ней возможны лишь по соглашению с Народными Комиссариатами Финансов и Государственного Контроля и с Высшим Советом Народного Хозяйства.
При составлении смет доходов и расходов должно быть обращено особое внимание на недопущение преувеличенных исчислений; в этих видах ведомства обязываются при установлении сумм доходов и расходов сообразоваться с действительными поступлениями и расходами за предыдущее полугодие, почерпая сведения о поступлениях и расходах как от своих подведомственных учреждений, так и из отчетности Народных Комиссариатов Государственного Контроля и Финансов.
Оправдания исчислений в графе «основания назначений» излагаются кратко, но так, чтобы была полная возможность проверки правильности внесения в сметы исчисленных сумм. К сметам прилагаются объяснительные записки, в которых в отношении доходов приводятся объяснения о способе их исчисления, если эти объяснения не могут быть приведены в «основаниях назначений», а в отношении расходов излагаются мотивы, оправдывающие законность и целесообразность ассигнований и подтверждающие в случаях, указанных в предыдущей статье, размеры ассигнований надлежащими сведениями и данными.

III. Порядок рассмотрения и утверждения смет
Проекты смет по мере их изготовления поступают на предварительное рассмотрение в особые при каждом ведомстве Совещания с участием представителей Народных Комиссариатов Финансов и Государственного Контроля и Высшего Совета Народного Хозяйства.
Рассмотренные в предварительных Совещаниях и исправленные сметы, равно как и возникшие по ним разногласия вносятся на окончательное рассмотрение и разрешение особого Междуведомственного Бюджетного Совещания при Народном Комиссариате Финансов с участием представителей Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Народных Комиссариатов Финансов и Государственного Контроля и Высшего Совета Народного Хозяйства, а также и учреждений, составляющих сметы.
По окончательном рассмотрении смет в Бюджетном Совещании и по исправлении их, сметы подлежащими ведомствами представляются в Совет Народных Комиссаров и одновременно сообщаются Народным Комиссариатам Финансов и Государственного Контроля в необходимом числе экземпляров.
Сметы сводятся Народным Комиссариатом Финансов в роспись общегосударственных доходов и расходов, которая сопровождается объяснительною запискою Народного Комиссара Финансов и по составлении сообщается Народному Комиссару Государственного Контроля и через Совет Народных Комиссаров представляется Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.

IV. Порядок исполнения смет и росписи
Одновременно с внесением смет в Бюджетное Совещание ведомства доставляют в Сметный Отдел Народного Банка кассовые росписания о доходах и расходах в трех экземплярах каждое.
Вместе с частными доходными и расходными росписаниями доставляются в Сметный Отдел Народного Банка общие сводные росписания, заключающие в себе назначения на июль — декабрь 1919 года.
Назначенные по смете кредиты распределяются по губернским кассовым учреждениям в возможно строгом соответствии с действительными потребностями в кредитах на местах. В этих видах уже при самом составлении смет ведомствами изготовляются особые к сметам приложения, в которых назначения по главным сметным подразделениям (параграфам) распределяются на губернии.
В кассовых росписаниях в точности соблюдается номенклатура параграфов, статей и литер смет, а в цифровом отношении эти росписания, в общей их сложности, должны равняться в точности суммам, назначенным по внесенным в Бюджетное Совещание сметам на июль — декабрь 1919 года.
Тотчас же после рассмотрения смет доходов и расходов в Бюджетном Совещании кассовые росписания немедленно рассылаются им в соответствующие кассовые учреждения для исполнения.
Кассовые росписания о доходах и расходах оборотных по каждому ведомству составляются исключительно по Сметной Бухгалтерии Центрального Управления Народного Банка (бывшая Центральная Расходная Касса) с оставлением кредитов в распоряжении Народных Комиссариатов и других центральных учреждений, по принадлежности.
Ежемесячно в сроки по указанию Центральных ведомств, но не реже одного раза в месяц, все местные учреждения и предприятия сообщают центральным своим органам сведения об отпущенных ими и подведомственными им органами в течение отчетного месяца другим государственным учреждениям и предприятиям: сырье, топливе, материалах, изделиях, продуктах продовольствия и фуража и казенных изделиях, с указанием денежной стоимости всех отпущенных предметов; учреждения же почтово-телеграфного ведомства, кроме того, — счета о задолженности ему каждого местного учреждения и предприятия за пользование телеграфом и телефоном, а железные дороги и прочие транспортные предприятия — счета за перевозки.
Центральные учреждения делают распоряжения посредством оборотных ассигновок (или чеков) по сметной Бухгалтерии Центрального Управления Народного Банка о перечислении причитающихся по счетам сумм из своих кредитов в доходы по подлежащей доходной смете того ведомства, которому платежи по счетам причитаются. Таким же порядком производятся и взаимные расчеты между центральными учреждениями.
Учреждения Народного Банка открывают отдельным учреждениям Высшего Совета Народного Хозяйства и предприятиям особые счета с распределением их по каждому подразделению росписи и по статьям сметы предприятия и учреждения. Эти счета предназначены исключительно для производства расходов, поэтому никакое зачисление на них, кроме сумм, поступающих на восстановление кредита, не допускается.
Для проведения по книгам выдаваемых по сим счетам сумм в книгах и в активе баланса Народного Банка открывается «счет расходов государственным предприятиям» с распределением его по Отделам, Главкам и Центрам Высшего Совета Народного Хозяйства.
Пользование названными счетами производится при помощи чеков; в тексте чека должно быть указано: за счет какого подразделения росписи и какой статьи сметы может быть отнесена данная выдача.
Учреждения Банка оплачивают чеки только при соответствии расхода предмету назначения того подразделения росписи и сметы, на которое относится данный расход.
В случае исчерпания кредита, отпущенного по любому подразделению сметы, пользование таковым в этой части прекращается. Однако предприятие имеет право с разрешения ближайшего распорядителя кредита выписать чек по ст. непредвиденных расходов; в этом случае Народный Банк обязан оплатить чек.
По окончании сметного периода общая сумма выдач, произведенных учреждениями Банка по «счету расходов по государственным предприятиям», списывается на счет «выдач за счет государственных доходов».
Все доходные поступления предприятий производственных Отделов, Главков и Центров зачисляются учреждениями Банка, в доход казны по особым лицевым счетам отдельных предприятий по возможности в день поступления.
Для проведения по книгам поступающих на эти счета сумм в книгах и в пассиве баланса Народного Банка открывается «счет доходов от государственного предприятия» с распределением его по отделам Высшего Совета Народного Хозяйства.
По истечении каждого месяца учреждения Банка сообщают подробные выписки сумм как по активным, так и по пассивным счетам ближайшим высшим распорядителям кредитов и через Центральное Управление Народного Банка Финансово-Экономическому Отделу.
Открытые по сметам и росписи кредиты расходуются исключительно на предметы своего назначения. Никакое учреждение или должностное лицо не имеет права своею властью изменять назначение кредитов или относить на них какие-либо новые расходы, не имевшиеся в виду при утверждении сметы, за изъятием, указанным в следующей статье.
Передвижение кредитов в пределах параграфов производится распоряжением подлежащего Народного Комиссара.
В особую обязанность всех ведомств и учреждений вменяется относиться с исключительной осторожностью и бережливостью к расходованию народных средств Республики.

31 января 1920 г. закрываются все кредиты в размере неизрасходованных по каждой кассе остатков, а равно закрываются все текущие счета ведомств, учреждений, предприятий и должностных лиц, составившиеся из сметных ассигнований по бюджету на январь — июнь 1919 г. Употребление остатков кредитов на какие-либо потребности учреждений не допускается.
Для удовлетворения кредиторов казны причитающимися им деньгами доставляются распорядителями кредитов (центральными и местными) кредиторские списки с точными указаниями в них наименования кредиторов, сметных подразделений, за счет которых деньги подлежат выдаче, предмета расхода и размера причитающейся каждому кредитору суммы. Эти списки доставляются распорядителями кредитов — центральными учреждениями — Сметному Отделу Народного Банка и Народному Комиссариату Государственного Контроля, а местными распорядителями — местным учреждениям Народного Банка и Контроля.
Следующий сметный период, на который должны быть составлены финансовые сметы и роспись общегосударственных доходов и расходов, начинается с 1 января 1920 г. и оканчивается 31 декабря того же года.

V. Сверхсметные кредиты
Сверхсметные кредиты могут быть дополнительные и экстраординарные. Дополнительные сверхсметные кредиты назначаются на потребности, предусмотренные сметами, но оказавшиеся не в полной мере обеспеченными теми суммами, которые на эти именно потребности предусмотрены. Экстраординарные сверхсметные кредиты имеют своим назначением удовлетворение таких потребностей, которые по самому своему существу не могли быть предусмотрены при составлении и утверждении действующей сметы и удовлетворение которых не может быть отложено без крайнего вреда до будущей сметы.
Также Декретом Народному Комиссариату Финансов поручается выработать не позже 1 июля 1919 г. «Положение о расчетных операциях» в целях урегулирования взаимных расчетов между всеми советскими учреждениями, предприятиями и организациями как в центре, так и на местах, в соответствии с общими экономическими планами Рабоче-Крестьянского Правительства.
Декрет подписан Председателем Совнаркома В.Ульяновым (Лениным), Народным Комиссаром Финансов Крестинским, Управляющим Делами Совета Народных Комиссаров В.Бонч-Бруевичем

Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама