25 апреля 2024 года

Всероссийское  совещание — 2011. Открытие

Открыла совещание заместитель Министра финансов Российской Федерации Татьяна Геннадьевна Нестеренко, которая ознакомила участников с основными положениями программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года. По словам выступающей, этим рубежом не ограничиваются те цели и задачи, которые правительство поставило для себя в рамках реализации этой концепции. Период обозначен для того, чтобы иметь возможность — в том числе и после выборного политического сезона 2012 года — скорректировать направление реформ в сфере общественных финансов с тем, чтобы данный документ отвечал целям и задачам, которые ставит перед собой правительство.

По сложившейся традиции перед собравшимися выступил руководитель Казначейства России Роман Евгеньевич Артюхин

В своем выступлении Роман Евгеньевич остановился на двух моментах. Первый — вопрос о том, что происходит в сфере государственного бухгалтерского учета в ведущих странах мира. И второй — казначейские задачи и функции в этой важной сфере, подготовка государственной бухгалтерской отчетности.

Мировой опыт

В целом в зарубежных странах происходит повышение значимости публикуемой отчетности. Внешние кредиторы, внешние рейтинговые агентства узнают из официальной отчетности основные макроэкономические параметры, параметры долговых отношений, долговых обязательств, активов публично-правовых образований. И на основании этих данных составляются рейтинги. Конечно, передовой зарубежный опыт формирования и оценки отчетности для нас очень важен. Мы должны учиться, на какие вещи обращать внимание, что необходимо уточнить, улучшить или изменить. Начнем с того, что кризис, который у нас был в 2008−2009 годах, показал слабость финансовой отчетности, финансовых показателей, которые публиковали, например, Греция, Испания, Португалия. Как вы знаете, в Греции в 2009 — начале 2010 года произошел скандал и по сути своей была проявлена неспособность правительства управлять долгом: когда до конца года оставалось три месяца, вдруг выяснилось, что реально дефицит бюджета будет не 3 процента годовых, а 12,5 процента. Здесь сыграла роль совокупность факторов — в частности, политического влияния на бухгалтерскую отчетность и желания приукрасить действительность. Но в то же время в этой ситуации проявилась ангажированность тех бухгалтеров, которые находятся под влиянием политических структур, и неспособность сферы организации бухгалтерского учета дать достоверную отчетность о своей деятельности. После таких событий была встреча стран G-20 на уровне руководителей стран и министров финансов. На повестке дня стоял такой пункт, как необходимость обеспечения формирования достоверной отчетности. Затем к нам приезжала миссия Международного валютного фонда, на встрече с которой мы обсуждали, насколько крепка, прозрачна, понятна, независима от политического влияния система составления и формирования бухгалтерской отчетности в Российской Федерации как одной из крупнейших стран. И насколько та информация, в том числе бухгалтерская и статистическая на основе данных по государственным финансам, которую мы представляем в Международный валютный фонд, является основой для принятия, рассмотрения и сравнения финансовой позиции Российской Федерации по отношению к другим странам.

Далее Роман Евгеньевич перешел к позитивному опыту, который имеется в зарубежных странах. Традиционно лучший подход к финансовой подотчетности и ее открытости демонстрируют страны так называемого англосаксонского мира, особенно Великобритания и Австралия. Он обратился к впервые опубликованному в Англии отчету о полных государственных счетах, составленному на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Это отчетность в сфере государственного управления. Мы тоже публикуем такую отчетность, но у нас не фиксируется, что эта отчетность составлена в соответствии с требованиями МСФО. Можно сказать, что пока еще ни одна страна мира не провозгласила, что формируемая отчетность соответствует этим стандартам. И даже не международным стандартам для государственного сектора, а всеобщим стандартам, в том числе и для корпоративного сектора. Изучая эту отчетность, можно увидеть много интересных вещей. Какие же активы, обязательства, объекты бухгалтерского учета существуют в финансовой отчетности Англии и какие выводы можно сделать? Общие параметры — баланс: активы составляют 1205,3 млрд фунтов стерлингов, обязательства — 2421,5 млрд фунтов стерлингов. Англичане четко оперируют понятием чистых обязательств, которые составляют 1216,2 млрд фунтов стерлингов. Что же такого необычного в этих обязательствах? Это то, что около половины обязательств составляют пенсионные обязательства по государственным служащим (1133,3 млрд фунтов стерлингов) из общего объема обязательств в 2421,5 млрд фунтов стерлингов. Мы изучили пенсионные обязательства, которые отражают наши уважаемые коллеги. Первое: это не актуарный расчет, не обязательства перед будущими пенсионерами, это те обязательства, которые выплачиваются уже действующим пенсионерам, а также тем людям, которые на момент составления данного отчета получили право на эти пенсионные обязательства. Далее идет расчет так называемой чистой произведенной стоимости всех пенсионных выплат к текущему периоду времени. Такой объект учета у нас отсутствует. Более того, если бы мы говорили обо всех пенсионных обязательствах вообще (а у нас практически государственная система пенсионного обеспечения), обо всех действующих пенсионерах, а не будущих, то структура нашего баланса была бы совсем другой. Вывод для всех — и для муниципалитетов, и для субъектов РФ (имея в виду государственных служащих) — таков. Не секрет, что объем пенсионных обязательств перед государственными служащими в субъектах и муниципальных служащих в муниципалитетах намного превышает (по каждому человеку) объем обязательств, которые существуют на федеральном уровне. На федеральном уровне государство имеет сектор госслужащих, ограниченный 70 процентами денежного содержания. А что мы видим по муниципалитетам? В настоящий момент пенсия муниципалов в ряде регионов в несколько раз превышает ту пенсию, что выплачивается госслужащим на федеральном уровне, или же пенсию тем людям, которые всю жизнь проработали в негосударственном секторе экономики. И в этой сфере мы должны внимательно смотреть на объем обязательств, вырабатывать методологию их учета и, конечно же, достоверно и на основе принципов открытости и прозрачности отражать эти данные.

Другие аспекты международной финансовой отчетности не столь значимы. Роман Евгеньевич привел лишь небольшой пример. В объем обязательств включены так называемые комфортные письма по проведению Олимпийских, Паралимпийских игр и различных чемпионатов. Подобная практика весьма актуальна для России. Ведь мы также подписываем соответствующие письма, но в отчетности это нигде не отражается. А ведь у нас череда предстоящих подобных событий, которые также являются обязательствами государства и должны отражаться в бухгалтерской отчетности: Олимпийские и Паралимпийские игры, чемпионат мира по футболу, чемпионаты Европы, универсиада...

Следующий вопрос — налоговые кредиты (отсрочки, рассрочки), которые тоже пока не являются объектом учета. В свое время в Бюджетном кодексе была статья, определяющая, что их нужно отражать в составе доходов и активов. Но потом ее отменили ввиду несоответствия Налоговому кодексу. К этому вопросу надо вернуться.

Роман Евгеньевич затронул тему участия в капитале. Эта проблема также окончательно не решена. Мы отражаем в нашей бухгалтерской отчетности так называемые взносы и уставные фонды в уставном капитале по номиналу. Конечно, международный стандарт требует другого подхода. Первое: по рыночным акциям должна отражаться рыночная стоимость в активах. Что касается унитарных предприятий и других организаций, то здесь у нас тоже есть примеры правильного отношения к такого рода активам. Роман Евгеньевич обратил внимание на принятый в прошлом году Закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ

«О консолидированной финансовой отчетности», который впервые не для государственных, а для частных структур, чьи акции обращаются на рынке, предписал использовать МСФО при составлении консолидированной отчетности по группе. По сути, публично-правовое образование и представляет собой эти группы с многочисленными дочерними, внучатыми и правнучатыми организациями и предприятиями. И мы, конечно же, на уровне публично-правовых образований должны изучать эти стандарты, ориентироваться на них и впоследствии обеспечить их применение при формировании стоимости активов. Если говорить о принципе формирования отчетности в этой части, то кратко он заключается в том, что смотрятся чистые активы соответствующих дочерне-внучатых компаний и доля их участия в капитале. Если 100 процентов, то ставят в актив 100 процентов чистых активов, 50–50, 40–40 и т. д. А могут быть чистые убытки — тогда нужно минусовать активы независимо от того, что устав на год может составлять и 100 тыс., и миллион рублей. Все равно чистые активы будут отрицательными.

Следующий аспект — это земля. В процессе регулирования земельных отношений возникает масса вопросов. Надо сказать, что у нас по богатству лидируют не субъекты Российской Федерации, а именно муниципалитеты, которые реально занимаются распределением и изменением правового статуса земель и извлекают экономические выгоды от всех «земельных ошибок». Вопрос, который мы должны рассмотреть, не может быть решен в течение года, двух или трех лет. Но без выработки методологии в части отражения государственной и муниципальной собственности на землю и на другие природные ресурсы мы двигаться вперед не сможем. Такой, к примеру, интересный нематериальный объект учета, как радио­частоты (больше относится к федеральному уровню), тоже является собственностью в виде прав и подлежит учету.

Таким образом, когда мы сопоставляем наш учет с международными стандартами, то видим большой фронт работы, по которому нужно двигаться. Очень важно, что Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России в настоящее время занимается организацией перевода на русский язык международных стандартов финансовой отчетности для государственного сектора. Соответственно перед нами стоит задача, которая провозглашалась еще постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» — формирование отечественных стандартов бухгалтерской отчетности, где должны быть обозначены все соответствующие объекты: признание, оценка, амортизация, списание. Поэтому в обозримой перспективе, хотя бы за 3−5 лет, мы должны решить задачи по достоверному отражению данных. С этим связан вопрос, который касается формирования отчетности по статистике государственных финансов. Мы просим Минфин России ускорить утверждение соответствующего приказа, поскольку, представляя отчет в МВФ в целом за государство, мы видим, что есть много моментов, по которым принимаются суждения, не отраженные в документах. Утверждение такого документа позволило бы ориентироваться и субъектам РФ при формировании данных по приведенному стандарту.

Планы на будущее

Во второй части своего выступления, завершая освещение вопросов, касающихся формирования отчетности, Роман Евгеньевич отметил, что Федеральное казначейство видит перед собой задачу повышения именно аналитичности той информации, которая имеется в казначействе, в информационных системах и базах. Наша задача — сделать ее действительно понятной и полезной для потребителей, и на уровне субъектов РФ, и на уровне муниципальных образований.

На ближайший отрезок времени для Казначейства России можно выдвинуть такой лозунг, как «Польза». Польза от того, что сейчас существует в информационных системах и ресурсах. В этом смысле новым фронтом работ для нас будет взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований. Принят новый Закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В проекте поправок к Бюджетному кодексу обозначена задача представления информации независимо от финансовых органов напрямую контрольно-счетным органам субъектов РФ и муниципальных образований — о кассовых оборотах, кассовых потоках по счетам публично-правовых образований. Соответственно субъекты РФ будут получать такие формы отчетности о ежедневных оборотах, которые даст им казначейство. Это требование, которое выдвинуто нашими коллегами из Счетной палаты: они полагают, что у контрольно-учетных органов должно быть много независимых источников получения информации о деятельности соответствующих публично-правовых образований.

В части изменения организационной структуры создано новое межрегиональное операционное управление. Мы проводим небольшую реорганизацию работы в структуре Федерального казначейства — в частности, создали управление, которое теперь будет получать финансовую и бухгалтерскую отчетность непосредственно от финансовых органов субъектов РФ и от Управления Федерального казначейства, обеспечивая консолидацию и дальнейшее представление отчетности в Федеральное казначейство.

Следующий аспект нашей работы, которая будет развиваться в следующем году, — это развитие механизмов управления ликвидностью. Предполагается, что с 2012 года — сначала в порядке эксперимента, далее уже в более широком масштабе — будет использоваться такой механизм, как предоставление краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета субъектам РФ и муниципальным образованиям на срок до 30 дней по ставкам, которые будут определяться законом о федеральном бюджете. Это новый механизм для подкрепления ликвидности ликвидных счетов бюджетов субъектов и муниципальных образований. Очень важно, что одним из критериев предоставления таких кредитов будет являться наличие аудированной контрольно-счетными органами финансовой отчетности и ее соответствие стандартам, разработанным Минфином России. Поэтому в смежных отраслях и сферах взаимодействия субъектов РФ и муниципальных образований значение отчетности должно быть таким же, какое имеет финансовая отчетность для частных корпораций при получении ими ресурсов от кредитных органи­заций.

Также стоит задача провести ряд экспериментов по оптимизации денежных потоков между Российской Федерацией и ее субъектами по предоставлению субсидий и субвенций. Мы говорили об этом и в прошлом году — о том, что существуют значительные остатки федеральных ресурсов на счетах субъектов и муниципальных образований, доходящие (по прошлому году) до 275 млрд рублей. Этот инструмент предоставления субсидий и субвенций под потребность, а не авансом мы также должны развивать. Есть разные категории субсидий и субвенций, и в ходе такого изменения в перечислении денежных средств мы должны компенсировать ликвидность в субъектах и муниципальных образованиях через краткосрочные кредиты из федерального бюджета для формирования оборотно-кассовой наличности.

Завершая свое выступление, Роман Евгеньевич сказал, что казначеи и финансисты должны понимать: предстоит большая работа по формированию полной и достоверной бухгалтерской отчетности, поскольку в настоящее время наша отчетность пока не в полной мере соответствует международным стандартам. Мы, конечно, понимаем, что нужно двигаться вперед, что коль скоро мы выходим на соответствующие рынки, настанет то время, когда соответствие международным стандартам будет требованием не только бухгалтерской практики, но и рейтинговых агентств, кредиторов. А это влияет и на уровень заимствования — заимствования не только для федерального уровня, но и для субъектов РФ, и для всех корпораций, которые являются резидентами Российской Федерации.

Награждение

Татьяна Геннадьевна Нестеренко отметила, что за плечами руководителей стоят замечательные коллективы, силами которых совершенствуется бухгалтерский учет. Успехов можно добиться, только благодаря исключительной любви к своему делу, ответственности и доверию. И прежде всего такое отношение зависит от руководства. Иначе все начинания были бы невозможны.

За активное содействие Министерству финансов Российской Федерации в сфере реализации его функций и полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности была объявлена Благодарность Министра финансов Российской Федерации:

  • Дрыгину Юрию Ивановичу — начальнику Управления бюджетного учета и отчетности — главному бухгалтеру Министерства финансов Московской области;
  • Лякиной Наталье Евгеньевне — начальнику отдела учета и консолидированной отчетности по исполнению бюджета — главному бухгалтеру Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики;
  • Панову Владимиру Борисовичу — начальнику отдела бухгалтерского учета и отчетности — главному бухгалтеру Министерства финансов Свердловской области.
  • За заслуги в области финансово-экономической деятельности и многолетний безупречный труд была объявлена Благодарность Министра финансов Российской Феде­рации:
  • Михайловой Любови Николаевне — заместителю руководителя — главному бухгалтеру Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю;
  • Моисеевой Надежде Ивановне — начальнику отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов — главному бухгалтеру Управления Федерального казначейства по Иркурской области;
  • Шеиной Зинаиде Леонидовне — заместителю руководителя — главному бухгалтеру Управления Федерального казначейства по Чувашской Респуб­лике;
  • Гудковой Людмиле Ивановне — заместителю руководителя — главному бухгалтеру Управления Федерального казначейства по Челябинской области.
  • За достигнутые успехи в труде и личный вклад в организацию бюджетного учета и бюджетной отчетности наградили Почетной грамотой Федерального казначейства следующих сотрудников:
  • Кильдышеву Валентину Ивановну — начальника Управления учета и отчетности исполнения бюджета — главного бухгалтера Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области;
  • Кочеихину Елену Александровну — начальника Управления бюджетного учета и отчетности Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Администрации Владимирской области;
  • Крючкову Ирину Александровну — заместителя министра финансов Удмуртской Республики — начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности;
  • Луценко Аллу Сергеевну — начальника отдела бюджетного учета и консолидированной отчетности финансового управления Брянской области;
  • Шашанову Людмилу Вячеславовну — начальника отдела учета и отчетности — главного бухгалтера Министерства финансов Пензенской области.
  • За вклад в решение финансово-экономических задач и качественное выполнение заданий, а также за многолетний добросовестный труд наградили Почетной грамотой Федерального казначейства:
  • Акунишникову Надежду Серафимовну — начальника отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления Федерального казначейства по Тверской области;
  • Евстратенко Елену Леонидовну — начальника отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю;
  • Загваздину Светлану Николаевну — начальника отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов — главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Владимирской области;
  • Мулькееву Тамару Михайловну — начальника отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю;
  • Торлопову Ирину Александровну — начальника отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов — заместителя главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Республике Коми.
  • За успешную организацию процесса внедрения автоматизированной системы Федерального казначейства наградили Почетной грамотой Федерального казначейства:
  • Черных Ивана Александровича — руководителя Управления Федерального казначейства по Тульской области.

Также на совещании с докладами выступили:

  • С. В. Романов, директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России;
  • Е. Е. Чернякова, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России;
  • Т. В. Саакян, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России;
  • С. В. Сивец, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России;
  • И. Н. Колчина, начальник отдела методологии финансового обеспечения и оказания государственных услуг Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России;
  • П. А. Пупасов, начальник отдела методологии исполнения бюджетов по доходам и источников финансирования дефицита бюджетов Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России;
  • С. Б. Гуральников, заместитель руководителя Федерального казначейства;
  • Д. С. Гришин, руководитель Межрегионального операционного управления Федерального казначейства;
  • Г. И. Маклева, начальник Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства;
  • Д. В. Бриль, начальник Управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства;
  • Б. В. Салдусова, заместитель руководителя Межрегионального операционного управления Федерального казначейства;
  • А. В. Дубовик, заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства;
  • Т. А. Зачиняева, заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства;
  • А. Н. Кривенец, начальник отдела методического обеспечения бюджетного учета и отчетности Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства;
  • Н. В. Ерохова, начальник отдела методического обеспечения кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства;
  • Ю. В. Камардина, заместитель начальника отдела методического обеспечения бюджетных полномочий Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства;
  • Р. А. Палютина, заместитель начальника отдела организации распределения поступлений между бюджетами Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства;
  • М. Т. Зацепин, начальник отдела интеграции Управления финансовых технологий Федерального казначейства;
  • Н. Б. Саволайнен, директор Департамента учетной политики и контроля Минздравсоцразвития России;
  • Т. К. Шубина, главный бухгалтер — начальник Управления по бюджетному учету, отчетности и информатизации Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и др.
Геленджик 2011-1
Геленджик 2011-2
Геленджик 2011-3
Геленджик 2011-4
Геленджик 2011-5
Геленджик 2011-6
Геленджик 2011-7
Геленджик 2011-8
Геленджик 2011-9
Геленджик 2011-10
Геленджик 2011-11
Геленджик 2011-12
Геленджик 2011-13
Геленджик 2011-14
Геленджик 2011-15
Геленджик 2011-16


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама