25 апреля 2024 года

Отражение изменений  бюджетной классификации  в бюджетном учете

Изменения порядка применения бюджетной классификации в текущем году может происходить как до начала финансового года, так и в течение его. Последние изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013-2015 годы утверждены приказом Минфина России от 19 декабря 2013 г. № 128н (введены в действие приказом Минфина России от 31 января 2014 г. № 3н).

Какие последствия возникают в бюджетном учете учреждений в связи с изменениями бюджетной классификации?

Ответ на этот вопрос содержится в законодательных актах и нормативных документах:

— Бюджетный Кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;

— Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н).

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (гл.4 Бюджетного Кодекса РФ).

Указания о ее применении устанавливают принципы назначения, структуру, порядок формирования и использовании кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации.

Принцип стабильности (преемственности) означает назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации на условиях стабильности и (или) преемственности кодов бюджетной классификации Российской Федерации отчетного, текущего и очередного финансового года.

Инструкцией № 157н установлены следующие требования ведения учета государственными (муниципальными) учреждениями:

— бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет;

— бухгалтерский учет ведется непрерывно;

-информация на счетах бухгалтерского учета формируется с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям согласно законодательству Российской Федерации;

— бюджетная классификация является составной частью счетов бюджетного (бухгалтерского) учета (аналитические коды в номере счета отражаются: в 1 — 17 разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий; в 24 — 26 разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета);

— данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности.

При внесении изменений в бюджетную классификацию, применяемые в составе счетов учета аналитические коды в 1 — 17 и в 24 — 26 разрядах могут утратить свою актуальность. Дата окончания их действия — день, предшествующий дню вступления в силу нового приказа о бюджетной классификации.

Поскольку бюджетная классификация интегрирована в план счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, то при ее изменении могут утратить актуальность и рабочие счета, в структуре которых используются уже «не действующие» показатели бюджетной классификации.

Это влечет необходимость внесения изменений в рабочий план счетов в целях обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (п.3 Инструкции № 157н) и переноса остатков с «неактуальных» счетов на новые рабочие счета с «действующими» показателями бюджетной классификации.

Рабочий план счетов является неотъемлемой частью учетной политики, «изменения в которую могут производиться при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами» (п.6 ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Вносить изменения в учетную политику и рабочий план счетов учреждению следует на основании соответствующего распорядительного документа, в котором необходимо:

— указать причину, а так же законодательный акт, нормативный документ, послуживший основанием для внесения изменений в учетную политику, в частности в рабочий план счетов,

— приложить таблицу соответствия показателей, применяемых в учреждении до и после внесения изменений в бюджетную классификацию,

— определить порядок внесения изменений в бюджетный учет учреждения, а именно порядок оформления операций по переносу данных и дату отражения их в учете.

Перенос остатков осуществляется по бухгалтерским счетам с учетом аналитики, обеспечивающей данные об имуществе, обязательствах, о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности учреждения на установленную дату переноса.

Датой отражения в учете операций по переносу данных является дата, предшествующая дню вступления в силу изменений бюджетной классификации. Например, если дата вступления в силу изменений бюджетной классификации 1 января 2014 года, то перенос остатков на счета с новой аналитикой следует отразить в учете 31 декабря 2013 года после сдачи отчетности за 2013 год.

Операции переноса остатков на новые рабочие счета с «действующими» показателями бюджетной классификации отражаются бухгалтерской справкой ф.0504833. Дата формирования справки будет отличаться от даты отражения операций в учете.

Для проверки корректности результатов переноса остатков необходимо сверить оборотно-сальдовые ведомости по счетам в разрезе показателей бюджетной классификации, сформированные до переноса данных и после. Остатки должны измениться только в части классификационных признаков счетов. Суммы, количество, валютные суммы и аналитика должны остаться без изменений.

Автоматизированные системы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, как правило, предусматривают специальные процедуры для автоматического формирования данных операций и бухгалтерских справок к ним.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама