Магия цвета


Цвета, которые вы выбираете, могут рассказать много интересного и о чертах вашего характера, и даже о состоянии здоровья. Язык цвета универсален, он воспринимается независимо от национальной принадлежности и культуры.

В. Е. ВАСИЛЬЕВА, психолог

В повседневной жизни мы редко акцентируем внимание на цвете и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым. Цвет играет немаловажную роль в жизни человека. Под воздействием определенных тонов может измениться артериальное давление, появиться или пропасть аппетит. Он может повлиять на настроение человека, уровень тревожности, работоспособность.

Цвет, которому мы отдаем предпочтение в определенный момент жизни, может много поведать о наших проблемах, страхах, стремлениях. Мы выбираем предметы одежды и быта по их цветовому соотношению, чтобы окружить себя той палитрой, в которой будет психологически комфортно и приятно находиться. Это не случайность, так как выбор цвета — это очень точная характеристика. Отдав предпочтение конкретным цветам, мы отражаем определенные черты своего характера.

Личный цветовой профиль

Известные эксперты, психологи, специалисты по цветовым решениям Мими Купер и Арлин Мэтьюз разработали методику определения личного цветового профиля, которая поможет человеку не только соблюдать идеальную цветовую гамму в одежде, но и использовать потенциал цвета для успешного ведения бизнеса и создания комфортной психологической и эмоциональной обстановки. В своей книге «Как использовать преимущества цвета в повседневной жизни...» авторы указывают, что в мире существует три цветовых типа личности. Их обозначили как «цветовые лидеры», «цветовые скромники» и «цветовые нейтралы». Понимание цветового типа личности собеседника поможет расположить его к вам и направить взаимодействие в нужном направлении.

Предлагаем вашему вниманию несложный тест. В нем нет правильных или неправильных ответов. Это лишь вопрос вкуса. Отмечая утверждения, с которыми вы согласны, подумайте о собственных цветовых предпочтениях — о цвете вашей одежды, рубашек, галстуков, автомобиля, ковров и штор. Пока не обращайте внимания на буквы в скобках. Внимательно прочитайте все нижеприведенные высказывания и отметьте те, с которыми вы можете согласиться. А если вы согласны абсолютно, то поставьте напротив этого утверждения сразу два крестика.

Я покупаю одежду новых, модных цветов. (А)

Обычно я покупаю предметы новых цветов только после того как их уже приобрели моя друзья. (Б)

Покупая что-то, я предпочитаю стильным цветам цвета практичные. (В)

Я должен несколько раз увидеть новый цвет, прежде чем решиться его использовать. (Б)

Я всегда себя хорошо чувствую, когда покупаю себе что-то нового цвета. (А)

Я редко решаюсь купить что-то нового для меня цвета, разве что меня кто-то к этому подтолкнет. (В)

Я считаю, что новые цвета не будут выглядеть на мне так же хорошо, как те, к которым я привык. (В)

Я придерживаюсь традиционных взглядов на цветовое решение — я могу позволить себе что-то новое, не отказываясь от старых пристрастий. (Б)

Я скорее куплю новый предмет модных новых цветов, а не выберу нечто старого цвета. (А)

Мне безумно хочется узнать, какие цвета будут модны в следующем сезоне. (А)

У меня нет времени, чтобы вводить новые цвета в свой гардероб. (Б)

Я предпочитаю традиционные, основные цвета. (В)

Покупки совершать легче, если из года в год цветовая гамма не будет претерпевать радикальных изменений. (В)

Мне нравится чувствовать себя лидером, когда я покупаю новый продукт, недавно появившийся на рынке. (А)

Я слишком практичен, чтобы приобретать вещь нового цвета, как только ее увижу. (Б)

Я не покупаю новые цвета первым, но, увидев их несколько раз, я вполне могу решиться на покупку. (Б)

Я стараюсь узнавать о новых модных цветах из журналов, от продавцов, из рекламных материалов и так далее. (А)

Я покупаю модные цвета, только если я считаю, что они не являются «калифом на час». (В)


А теперь подсчитайте общее количество поставленных вами крестиков. Естественно, что два крестика нужно считать два раза. Затем проанализируйте, возле каких букв крестиков больше.

Если вы чаще согласны с утверждениями, отмеченными буквой «А», значит, вы цветовой лидер. Если в вашей анкете доминируют буквы «Б», то вас можно назвать цветовым скромником. А если вы оказались более привержены к букве «В», то вы — типичный цветовой нейтрал.

Цветовые лидеры

Каждый год эти люди с нетерпением ожидают, когда же станет известно о том, какие цвета будут модными в новом сезоне. Они с радостью приветствуют все новое и сразу же включают модные цвета в свое окружение.

С психологической точки зрения цветовые лидеры очень самоуверенны, склонны к авантюрам и не боятся всего нового. Они не боятся рискнуть, их привлекает новизна. Они не ждут перемен, а сами их совершают.

С точки зрения экономической цветовые лидеры — движущая сила современного рынка. Они много тратят на себя и чувствуют, что достойны этого.

Цветовые скромники

Эта категория — половина всего населения. Цветовые скромники весьма осторожно подходят к выбору цвета. Они хотят чувствовать себя в безопасности, поэтому покупают новые цвета лишь тогда, когда уверены, что они не выйдут из моды в следующем сезоне. Вкладывая деньги в новый предмет, они должны знать, что не зря потратились и что им не придется избавляться от новой покупки.

Цветовые нейтралы

Почти невозможно заставить цветового нейтрала изменить любимому цвету. Для людей такого типа существуют раз и навсегда выбранные ценности, в том числе и цветовые. К цветовым нейтралам часто относятся люди, крайне занятые (молодые профессионалы или работающие матери, имеющие маленьких детей). У них просто не хватает ни времени, ни терпения, чтобы экспериментировать с цветом, который может не подойти к той цветовой гамме, которая у них уже есть.


ВНИМАНИЕ Основные правила выбора цвета просты и понятны. Их всего три, и запомнить их несложно. Для того чтобы 

  • убедить человека или группу людей в том, что вы являетесь их единомышленником, выбирайте цвета из той же цветовой палитры, что и они;
  • показать себя творческой, динамичной и современной личностью, выбирайте цвета, присущие более высокому цветовому профилю;
  • продемонстрировать свою надежность, положительность и внушить доверие, выбирайте цвета, соответствующие более низкому цветовому профилю.

Лечебное воздействие цвета

Основы цветотерапии были заложены на Востоке (Индия, Китай) в IV–III тысячелетиях до нашей эры. Так, китайские врачи при лечении желудка использовали желтый цвет, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Аналогично при скарлатине поступали наши прадеды славяне. Отдавали должное цветотерапии и такие выдающиеся ученые прошлого, как Гиппократ, Парацельс. Знаменитый персидский философ и врач Ибн Сина (Авиценна) назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна занавешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определенного цвета. В своих трудах он упоминал, что больному, истекающему кровью, нельзя смотреть на красное, а нужно останавливать взгляд на синем, обладающем успокоительными свойствами.

Первым ученым, обратившим особое внимание на цветотерапию и проведшим масштабные исследования в сфере воздействия разных цветов на реакции человека, был индийский ученый Д. Р. Гхадиали. Его опыты доказали, что путем воздействия разными цветами на зрительные рецепторы можно достичь замедления или ускорения работы некоторых органов и систем организма человека. Вторым крупным ученым, заинтересовавшимся хромотерапией, стал швейцарский психолог Макс Люшер, в результате деятельности которого появился знаменитый цветовой тест имени своего создателя.

Оформляться в отдельное направление науки цветотерапия начала в XIX веке. В настоящее время это эффективный метод воздействия цветом на наш организм с целью восстановления его нормальной жизнедеятельности. Учеными доказано, что цвет вызывает определенные биохимические реакции в человеческих тканях, стимулирует различные железы и некоторые отделы головного мозга, в том числе гипофиз. Последний стимулирует выработку целого ряда гормонов, которые отвечают за обмен веществ, сон, аппетит, наше эмоциональное состояние, сексуальное возбуждение и многое другое.

Таким образом, наше самочувствие, во многом зависит от окружающих нас цветов. Нужно только научиться правильно использовать некоторые секреты цветового спектра природы, и гармония в психологическом состоянии не заставит себя долго ждать, в данном случае лечение — в ваших собственных руках.

Каждый цвет имеет свою энергетику, может изменять наше настроение и физиологические процессы, протекающие в организме.

Влияние цвета на психоэмоциональное и физическое состояние человека

Красный — увеличивает частоту пульса, дыхания, артериальное давление и в целом действует возбуждающе, заряжает энергией, оказывает оживляющее действие и разогревает. Он укрепляет сердце и систему кровообращения.

Розовый — дарит ощущение легкости, счастья, нежности. Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями.

Оранжевый — вызывает чувство радости и благополучия, пробуждает радость жизни и веселье. Помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита.

Желтый — самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение, помогает сконцентрировать внимание. Улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему и внутренние органы.

Зеленый — действует освежающе, успокаивающе. Оказывает мощный антистрессовый эффект, так как успокаивает нервы, устраняет состояние переутомления, усталости.

Голубой и синий цвета — вызывают ощущение прохлады и успокаивают, причем в большей степени, чем зеленый. Синий уменьшает воспаление и помогает при нарушениях сна, а также при головных болях.

Фиолетовый — оказывает расслабляющее воздействие на психику. Фиолетовые тона способствуют лучшей концентрации внимания, заметно снижают психическое напряжение.

Цвета гораздо чаще посылают позитивные сигналы, чем негативные. Цвет придает нашей жизни новое измерение, позволяет нам ощутить красоту окружающего мира. Мы видим новые цвета и радуемся им. Мы покупаем их и ощущаем восторг. Мы изменяем нашу жизнь в соответствии с ними, они заряжают нас своей энергией, и мы с радостью принимаем ее. Существует радостная бесконечность в сочетании цветов.

Пусть ваша жизнь будет похожей на цветовой спектр — спектр надежд! •

В статье использованы материалы с сайта: http://nsp-zdorovje.narod.ru

СПРАВКА На основе выбора цвета в 1948 году швейцарский психолог Макс Люшер составил популярный тест, который выявляет стрессоустойчивость, уровень активности человека, способности к общению. Этот тест нашел применение не только у врачей-психотерапевтов, психологов. Его используют и работодатели, предъявляющие особые требования к соискателям.

Тест М. Люшера представляет собой набор цветов, из которых нужно выстроить определенную последовательность, выбирая сначала цвет, который кажется наиболее приятным, а затем — по убыванию до самого малопривлекательного. Тестируемый не должен стараться вызвать у себя ассоциации с цветом, он просто выбирает карточки, повинуясь внутреннему голосу. То есть человек не дает ни одного точного ответа на вопрос, ничего не утверждает и не отрицает, а действует совершенно подсознательно, не зная, что стоит за выбором того или иного цвета. Это делает тест Люшера максимально объективным. 





Отметить
Версия для печати