Умение говорить как искусство


Всем ли необходимо владеть ораторским искусством? Ведь далеко не каждый выступает перед аудиторией. Гораздо больше людей работают с бумагами, за компьютером. Однако во многих ситуациях умение говорить с убеждением помогает справиться с проблемами и решить поставленные задачи.

При слове «оратор» мы представляем себе человека, стоящего перед скоплением народа и произносящего пламенную речь. А люди слушают и внимают. История сохранила имена великих ораторов, и спустя время мы не всегда можем точно сказать, чем прославился тот или иной человек, кроме того, что имел дар убеждать.

В знаменитом современном литературном проекте «Этногенез» каждая книга рассказывает о событиях, развивающихся вокруг таинственных артефактов — металлических фигурок, наделяющих своих владельцев уникальными способностями. Среди этих предметов есть фигурка орла. Ее обладатель получал дар убеждения и своей речью мог увлекать за собой массы, внушая слушающим его людям все, что ему нужно. Конечно, это все пусть и замечательно написанная, но фантастика. Однако в некоторых сюжетах хорошо показано, как, овладев с помощью таинственного артефакта даром убеждения, его обладатель влиял на события даже в мировом масштабе.

Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще в Древней Индии и в Древнем Китае. Однако они не были сведены в единую систему и не играли важной роли в обществе.

Ораторское мастерство как искусство уходит корнями в историю Древней Греции и Древнего Рима. Эти государства прославились высоким уровнем культуры и искусства. Основным принципом науки риторики считалось построение убедительной, эффективной речи. Выдающийся ученый, древнегреческий мыслитель Аристотель даже создал работу, посвященную искусству красноречия, которая не потеряла актуальности и в наши дни, и назвал ее соответствующим образом — «Риторика».

Древняя Греция

Как систематическая дисциплина риторика сложилась в Древней Греции в эпоху афинской демократии. Речь была поднята на уровень искусства, и родилось мастерство истинного красноречия. Поэтому афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Первым профессиональным оратором считают Перикла.

Начало риторики принято возводить к 460-м годам до нашей эры и связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия. Из различных источников, в том числе трудов Аристотеля, известно, что не дошедший до нас первый трактат по риторике «Искусство убеждения» принадлежал Кораксу, который сформулировал свое определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он попытался установить деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Кораксу принадлежит высказывание, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но четкость и убедительность... при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Ученик Коракса Тисий открыл одну из первых школ обу­чения красноречию и развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.

В Древней Греции сложились два основных направления риторики. Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Это направление можно назвать «логическим»

К числу основателей второго направления относят ученика Горгия Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей изощренно украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Это направление — «литературное».

В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления.

До наших дней дошло имя Демосфена, которого чтят как величайшего оратора Греции и, возможно, всех времен. Его риторские способности пробудили афинский народ от глубокой апатии, дали силы противостоять угрозам Филиппа Македонского. Усилия Демосфена, стремившегося овладеть ораторским искусством, вошло в историю. В детстве он был слабым и неуклюжим, плохо говорил. Чтобы исправить это, Демосфен ходил к океану и пытался произносить речи громче шума волн. Затем он уединялся в пещере, чтобы в одиночестве сосредоточиться на своих занятиях. Для того чтобы избежать соблазна покинуть пещеру, прежде чем он достигнет поставленной цели, Демосфен побрил полголовы. В желании улучшить свою дикцию он произносил речи с камнями во рту. Внимательно следил за своим выражением лица, осанкой, жестами. У Демосфена был нервный тик — одно его плечо поднималось выше другого, когда он говорил. Чтобы исправить это, он повесил меч над плечом, которое самовольно поднималось, чтобы ранить его в эти моменты. Его работа окупилась сторицей, он стал одним из величайших ораторов всех времен.

Практика обучения ораторскому искусству не ограничивалась элитой афинского общества. Умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Ораторское искусство считалось одним из самых высоких искусств. И даже больше того — оно относилось к категории добродетели. На нем строились все другие академические занятия и дисциплины.

Демократическое правительство Афин поощряло каждого гражданина мужского пола к участию в политике. Любой гражданин мог участвовать или убеждать других в достоинствах или недостатках определенной части законодательства. Ассамблеи, Совет и суды были, таким образом, местом бурных дебатов и блестящего ораторского искусства.

Древний Рим

В Древний Рим риторика проникла в I веке до нашей эры. Когда эта империя завоевала Грецию и та, в свою очередь, начала оказывать влияние на римские традиции, ораторство начало процветать. Так как оно создавалось под влиянием греческой школы, у них было много общего в стилях, хотя существовали и различия. Римляне были менее интеллектуальными, чем греки, их речи были менее глубокими и всесторонними, с обилием стилистических нюансов, историй и метафор. Римское искусство речи блистало в судах и сенате.

Были созданы римские учебники риторики на латинском языке, основанные на греческих (эллинистических) образцах — анонимная «Риторика к Гереннию», семь риторических трактатов Цицерона. Самый полный античный учебник по красноречию Institutio oratoria, или Риторические наставления в 12 книгах, написанный около 95 года нашей эры, принадлежит Квинтилиану. В нем автор систематизирует все накопленные к его времени знания по искусству оратора. Квинтилиан дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем автор рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одна из книг посвящена технике произнесения и запоминания. Квинтилиан видел в ораторе идеал человека, и красноречие для него стоит выше, чем астрономия, математика и другие науки.

Римляне превратили искусство красноречия в могущественное оружие в устах ораторов. Цицерон в своей речи против Люция Сергия Катилина разоблачил заговор с целью свержения римского правительства, и сделал это с мастерским красноречием и умением.

Однако после падения Римской империи ораторство пришло в упадок. И через столетие после смерти Цицерона Тацит сетовал в «Причинах падения искусства красноречия», что «...наши адвокаты — всего лишь адвокаты, но не ораторы. Юристы начали нанимать клакеров для участия в своих выступлениях и те аплодируют щедро», что отмечает и Плиний «Вы можете быть уверены, что он является худшим из ораторов, который, несмотря на это, имеет самые громкие аплодисменты».

Продолжение читайте в следующем номере.

В статье использованы материалы с сайта: http://www.krugosvet.ru/

Филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.

Платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV века до н. э.


Отметить
Версия для печати