Заключаем договор с ЧОПом


Заключение договора между бюджетным учреждением и частным охранным предприятием (ЧОП) не редкость. Какие вопросы могут возникнуть при этом, и могут ли сами бюджетные учреждения создать соответствующее структурное подразделение, рассмотрим в этой статье.

Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Возможно заключение договора на оказание охранных услуг как с отделами вневедомственной охраны, так и с частными охранными организациями, имеющими лицензию на оказание конкретного вида охранных услуг.

Нормативное регулирование

  • Закон от 4 мая 2011 г. № 99?ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании);
  • Закон от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 2487-1);
  • Положение о лицензировании частной охранной деятельности (утверждено постановлением Правительства России от 23 июня 2011 г. № 498) (далее — Положение);
  • Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на частную охранную деятельность (Приложение № 2 к приказу МВД России от 29 сентября 2011 г. № 1039) (далее — Регламент);
  • постановление Правительства России от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности (далее — Постановление № 587).

На что следует обратить внимание

Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.

Виды предоставляемых услуг:

  • защита жизни и здоровья граждан;
  • охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
  • охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  • консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  • обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
  • охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о лицензировании.

Согласно Постановлению № 587 органы внутренних дел выдают удостоверения (их дубликаты) частного охранника, продлевают срок их действия и принимают решения об их аннулировании.

Удостоверение выдается на 5 лет. Срок действия удостоверения продлевается на 5 лет после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников. При этом в органе внутренних дел, выдавшем удостоверение, оформляется учетное дело частного охранника, в котором хранятся документы, послужившие основанием для выдачи (отказа в выдаче), продления срока действия удостоверения, а также иная информация, необходимая для осуществления государственного контроля за частной охранной деятельностью.

Возникает вопрос, есть ли необходимость в получении лицензии бюджетным учреждением для охраны имущества, находящегося в оперативном управлении?

Обратимся к Закону № 2487-1. Охранные услуги юридическими лицами, не имеющими статуса частной охранной организации, запрещены частью 5 статьи 3 Закона № 2487-1.

При этом оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для этого и имеющим соответствующую лицензию (ч. 1 ст. 11 Закона № 2487-1).

Кроме того, частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и (или) юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов на возмездной основе.

В случае если работники выполняют свои должностные обязанности в рамках трудового договора (например, вахтер, сторож), то такая деятельность не является лицензионной.

Исходя из приведенных норм, а также в соответствии с пунктами 1, 2, 3–8 Положения получить лицензию на осуществление частной охранной деятельности вправе организации, которые:

  • специально учреждены для оказания охранных услуг и зарегистрированы в установленном порядке;
  • соответствуют установленным лицензионным требованиям и условиям.

Необходимо отметить, что согласно статье 15.1 Закона № 2487?1 частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.

Таким образом, бюджетное учреждение не вправе получить лицензию для охраны имущества, находящегося в оперативном управлении.

Бухгалтерский учет охранных услуг

Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения, включая обособленные (структурные) подразделения без образования юридического лица, имеющего полномочия по ведению бухгалтерского учета, осуществляется на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД) (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Заключая договор, предметом которого является оказание о­хранных услуг, в том числе расходы на подключение к пульту централизованного наблюдения, указанные расходы на его оплату отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (раздел V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). По подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ отражаются также расходы по установке, наладке, обслуживанию систем сигнализации.

Согласно Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, операции по расчетам за предоставленные охранные услуги могут осуществляться бюджетным учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания либо по источнику финансирования приносящей доход деятельности, в зависимости от статей расходов по каждому источнику
финансирования утвержденного плана ФХД, и отражаются на счете 0 302 26 000 «Расчеты по прочим работам, услугам».

Бухгалтерские записи по отражению в учете указанных расходов в зависимости от источника финансового обеспечения будут следующими:

Дебет 4 (2) 109 60 226, 4 (2) 109 70 226, 4 (2) 109 80 226, 4 (2) 109 90 226
«Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», «Накладные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг», «Общехозяйственные расходы в части прочих работ, услуг», «Издержки обращения в части прочих работ, услуг»
Кредит 4 (2) 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражение начисления расходов на предоставленные услуги охраны;

Дебет 4 (2) 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 4 (2) 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— отражение оплаты услуг охраны с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

В случае самостоятельного приобретения видеоаппаратуры (систем видеонаблюдения) бюджетным учреждением бухгалтерские записи будут следующими:

Дебет 0 106 ХХ 310
«Увеличение вложений в основные средства»
Кредит 0 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— отражение операции по приобретению ОС (видеоаппаратура);

Дебет 0 106 ХХ 310
«Увеличение вложений в основные средства»
Кредит 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражение операции по монтажу основных средств;

Дебет 0 101 ХХ 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 0 106 ХХ 310
«Увеличение вложений в основные средства»
— отражение операции по принятию к учету ОС.

Необходимо учитывать, что договор может быть заключен со сторонней организацией только на установку (монтаж) видео­аппаратуры (систем видеонаблюдения), либо в сметной документации на установку (монтаж) может быть предусмотрена стоимость видеооборудования.

Налоговый учет

Налог на прибыль

Расходы на услуги охранных организаций учитываются при исчислении налога на прибыль.

Согласно статье 264 Налогового кодекса расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты (подп. 6 п. 1)).

Обратите внимание!

Согласно статье 252 Налогового кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса).

Отметим: в случае сдачи в аренду части здания, помещения
налогоплательщик-арендатор не всегда выставляет счета по услугам охраны другим арендаторам помещений, учитывая указанные расходы в своем бухгалтерском учете в полном объеме (постановление ФАС ВВО от 8 августа 2013 г. № А43-34941/2011).

Административное наказание

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 20.16 Кодекса об административных правонарушениях незаконное осуществление частной охранной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.


Отметить
Версия для печати