Реорганизация глазами ревизоров


Реорганизация — сложный период для любого учреждения. В продолжение статьи о реорганизации учреждений в форме присоединения остановимся на вопросах, которые возникают при проверке у лиц, ответственных за этот процесс. На что прежде всего обратить внимание? Как выявить и устранить ошибки до прихода ревизоров? Об этом и пойдет речь в статье.

А. Л. Станиславская, методолог

С целью оптимизации расходов бюджетов бюджетной системы РФ на сегодняшний день органами исполнительной власти часто принимаются решения о слиянии нескольких учреждений в одно. Отметим, что такая форма реорганизации считается свершившейся только с момента внесения записи о прекращении деятельности присоединенного учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Напомним, государственная регистрация вновь возникшего в результате реорганизации учреждения и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного учреждения осуществляются в порядке, установленном Законом от 8 августа 2001 г. № 129?ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129?ФЗ).

Все сложности этого переходного периода ложатся на уполномоченный орган (комиссию) по реорганизации согласно решению о реорганизации, принятому уполномоченным федеральным органом.

Ошибки на начальном этапе

В учреждениях создается специальная комиссия по реорганизации, устанавливаются сроки и ответственные лица. Эти действия должны быть зафиксированы в приказе, что уполномоченный орган зачастую забывает сделать.

Еще одной из распространенных ошибок является то, что уполномоченный орган не выдерживает сроки по доведению информации до налоговой инспекции и фондов социального и пенсионного страхования о начале процедуры реорганизации.

Напомним, в течение трех рабочих дней ответственные лица в письменной форме должны сообщить в налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации (ч. 1 ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Закона № 129?ФЗ), форма утверждена Приложением 3 к приказу ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.

После внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации учреждение обязано дважды с периодичностью один раз в месяц уведомлять СМИ.

Размещение информации о начале реорганизации в средствах массовой информации возможно осуществлять через подотчетных лиц путем выдачи или перечисления им на дебетовую карту денежных средств на покрытие расходов, понесенных ими за размещение информации, с последующим представлением авансового отчета в установленном порядке. Также можно выйти на торги, по итогам которых с выигравшим поставщиком услуг заключить договор о размещении информации в СМИ.

Лицевые счета

Нарушения также встречаются в сроках закрытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства. Напомним, в соответствии с пунктами 62, 125 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н (далее — Порядок № 24н), при реорганизации учреждения соответствующие лицевые счета, открытые в органе Федерального казначейства, подлежат закрытию. Закрытие происходит после представления в Федеральное казначейство акта приемки-передачи показателей лицевого счета (ф. 0531961, утвержденная Приложением 49 к Порядку № 24н), где проводится проверка показателей и в течение пяти рабочих дней лицевой счет закрывается.

Не стоит забывать об отражении реквизитов в представленном заявлении на закрытие лицевого счета в органе казначейства, так как денежные средства, которые поступили на счет органа Федерального казначейства после прекращения операций на закрываемом лицевом счете или после закрытия лицевого счета, перечисляются в соответствии с представленными реквизитами, а в случае их отсутствия возвращаются отправителю в установленном порядке.

Не использованные на момент реорганизационных мероприятий суммы остатков субсидий на иные цели, перечисляемые с закрываемого лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами, предоставленными учреждению в виде субсидий на иные цели, учитываются на вновь открываемом отдельном лицевом счете учреждения либо на лицевом счете принимающего учреждения «без права расходования» до представления учреждением в орган Федерального казначейства сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016), утвержденных учредителем. Указанные сведения составляются в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н. Перечисление неиспользованных остатков средств на вновь открываемые лицевые счета либо на лицевой счет принимающего учреждения осуществляется на основании представленного учреждением в орган Федерального казначейства платежного поручения (ф. 0401060). Такого же мнения придерживаются Минфин России и Федеральное казначейство в совместном письме от 10 августа 2012 г. № 02-03-09/3124, № 42-7.4-05/5.1-454.

Передача документации

В период реорганизации уполномоченный орган (комиссия) по реорганизации в обязательном порядке составляет передаточный акт (ст. 59 ГК РФ) и формы годовой бухгалтерской отчетности учреждению-правопреемнику. При составлении отчетности бюджетным и автономным учреждениям необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н).

Однако в случае формирования ликвидационного баланса учреждения не всегда выполняют требования Инструкции № 33н, а также Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), согласно которой в регистрах бухгалтерского учета должны содержаться сведения о завершении операций по санкционированию расходов.

В соответствии с пунктами 75, 76 Инструкции № 33н бухгалтерская отчетность должна формироваться и представляться в следующем составе:

  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830). Отметим, что структура ликвидационного баланса отличается от баланса (ф. 0503730). Так, требования кредиторов в промежуточном ликвидационном балансе учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией на основании документов, подтверждающих наличие обязательства и размер долга;
  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • отчет об исполнении плана учреждения по финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760). Она раскрывает сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые в суде, информацию, которая характеризует показатели деятельности реорганизуемого учреждения за отчетный период (п. 80 Инструкции № 33н).

До принятия решения о реорганизации учреждения согласно пункту 77 Инструкции № 33н бухгалтерская отчетность представляется учредителю и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.

В обязательном порядке отчетность реорганизуемого учреждения должна быть подтверждена инвентаризацией активов и обязательств (п. 79 Инструкции № 33н). Требование об обязательности проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса при реорганизации учреждения содержат также положения пункта 3 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания № 49). Отметим: проведение инвентаризации осуществляется постоянно действующей инвентаризационной комиссией учреждения (п. 2.2 Методических указаний № 49).

Передаточный акт должен быть утвержден учредителем учреждения и представлен вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующего юридического лица в ИФНС.

Остатки

Встречаются случаи, когда на заключительном этапе реорганизации определенные формы в учреждении отсутствуют. Чаще всего учреждение-правопреемник по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного Баланса (ф. 0503730) забывает подтвердить Сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Кроме того, Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) часто формируются в учреждении в разрезе видов финансового обеспечения деятельности:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания КВД 4;
  • субсидии по целевым средствам — субсидий на иные цели КВД 5, субсидий на цели осуществления капитальных вложений КВД 6;
  • средства от приносящей доход деятельности КВД 2;
  • средства по обязательному медицинскому страхованию КВД 7;
  • средства во временном распоряжении КВД 3.

Отметим, порядок заполнения Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) регламентируется пунктом 72 Инструкции № 33н. В случае неотражения в этой форме данных об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год), данное нарушение ревизор отметит при проверке в акте.

Внимание!
Данные разделительного баланса, лимиты бюджетных обязательств, кассовые и фактические расходы реорганизуемого учреждения отражаются на дату окончания реорганизации в Главной книге (ф. 0504072), которая утверждена приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н, и регистрах бухгалтерского учета. В отчетности указанные данные отражаются на начало года.

Пример

При составлении отчетности по состоянию на 1 января 2016 года показатели строк: 410, 900 Баланса (ф. 0503730) были равны 5 700 000 рублей каждая.

В соответствии с данными разделительного баланса остатки реорганизуемого учреждения по счетам были увеличены на сумму 1 350 000 рублей (7 050 000–5 700 000) и отражены в Главной книге (ф. 0504072) и регистрах бухгалтерского учета.

При составлении учреждением полугодового Баланса (ф. 0503730) по состоянию на 1 июля 2016 года валюта баланса на 1 января 2016 года изменилась. Показатели строки 410 Баланса (ф. 0503730), составленного учреждением на 1 июля 2016 года, составили 7 050 000 рублей, такая же сумма 7 050 000 рублей отражена в строке 900 Баланса (ф. 0503730).

В пояснительной записке к балансу изменения валюты входящего баланса учреждение отразило в Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Раздел 1 (графа 5) формы 0503773 учреждение заполнило в соответствии с идентичными показателями кодов счетов синтетического учета в структуре строк Баланса (ф. 0503730). Сумма 1 350 000 рублей расхождений по активу баланса была указана в графе 1 раздела 2 в строке «Счета актива баланса, итого», соответствующей графе 5 строки 410 раздела 1 «Изменение остатков валюты баланса». В строке «Счета пассива баланса, итого» данной графы указана сумма 1 350 000 рублей расхождений по пассиву баланса, соответствующая графе 5 строки 900 раздела 1 «Изменение остатков валюты баланса».

Устранение ошибок

Все исправления ошибок в регистрах учета регламентированы пунктом 18 Инструкции № 157н. Так, ошибка, обнаруженная до представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая изменений данных регистров бухгалтерского учета, в зависимости от ее характера отражается последним днем отчетного периода дополнительными проводками либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

Ошибка, обнаруженная в регистрах учета за период, за который отчетность уже представлена, в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительными проводками либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью. Отметим, бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Кроме того, если ошибки выявлены до операций по закрытию финансового года, то объемы санкционирования расходов корректируются согласно фактически произведенным (и санкционированным) расходам. В случае выявления ошибок, относящихся к прошлым периодам, исправления вносятся правопреемником реорганизованного учреждения.


Отметить
Версия для печати