Аудиторская проверка глазами практика


В целях подтверждения достоверности отчетности, выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета ревизорами проводятся аудиторские проверки учреждений. На что следует обратить внимание бухгалтерам, расскажет Лариса Александровна ЛАПТЕВА, ревизор ГКУ СФК Департамента образования города Москвы.

В соответствии с действующим законодательством правильность ведения учетных операций и составления отчетности в бюджетных учреждениях должна подвергаться систематическому контролю, одним из инструментов которого являются аудиторские проверки.

Внимание!

Аудитом бюджетной организации является независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, проводимая в соответствии с требованиями Закона от 30 декабря 2008 г. № 307?ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно статье 15.11 КоАП РФ проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в отдельных случаях является обязательным.

Ведение бухгалтерского учета в образовательных учреждениях может осуществляться бухгалтерией, Дирекцией или сторонней организацией (аутсорсинговой компанией).

Например, бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности учреждения осуществляется Дирекцией на безвозмездной основе, в соответствии с договором на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, которым определен порядок оказания услуг.

В случае ведения бухгалтерского учета сторонней организацией учреждению необходимо разработать внутренний регламент с указанием ответственных лиц, который устанавливает требования к процедуре оформления документов при заключении договоров, приемке товаров (работ, услуг). При отсутствии регламента акты приемки выполненных работ подписывает руководитель.

Контроль в части бухгалтерского учета

Для ведения бухгалтерского и налогового учета учреждение разрабатывает и утверждает учетную политику, которая в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402?ФЗ) должна применяться последовательно из года в год. В этот документ могут вноситься изменения и дополнения в следующих случаях:

  • при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, повышающего качество информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта (п. 6 ст. 8 Закона № 402?ФЗ).

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 7 ст. 8 Закона № 402?ФЗ).

Актами учреждения, устанавливающими учетную политику учреждения для целей бухгалтерского учета, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, для которых законодательством не установлены обязательные формы. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н);
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Отметим, что согласно пункту 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год.

Учетная политика образовательного учреждения города Москвы должна соответствовать типовой форме, утвержденной распоряжением Департамента образования города Москвы от 4 сентября 2015 г. № 263р «Об утверждении типовых форм учетной политики для государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы».

В ходе аудиторской проверки часто выявляется несогласованность ведения бухгалтерского учета между учреждением и обслуживающей организацией (Дирекция, аутсорсинговая компания). Несоответствие связано с расхождением порядка ведения бухгалтерского учета, утвержденного приказом образовательного учреждения, закрепленного в учетной политике, и методами учета, принятыми в сторонней организации.

Рассмотрим несколько ситуаций, выявленных ревизорами. В примерах приведены условные пункты внутренних локальных актов.

Пример 1

При проведении плановой аудиторской проверки учреждением и Дирекцией были представлены два утвержденных варианта учетной политики, которые содержали противоречивые данные. Были выявлены следующие разночтения:

Учетная политика, представленная учреждением

Учетная политика, представленная
Дирекцией

П. 1.2.8. Общее руководство и организация бюджетного учета в Дирекции осуществляются начальником отдела бухгалтерского учета и расчетов

П. 1.2.8. Общее руководство и организация бюджетного учета в Учреждении осуществляются по договору

П. 1.3.8. В случае обнаружения пропажи или уничтожения первичных документов в финансово-экономическом управлении ГКУ «Дирекция» или в структурном подразделении Учреждения директор приказом назначает комиссию по расследованию причин происшествия. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждает директор Учреждения

П. 1.3.8 отсутствует

П. 1.4.5. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются приказом директора, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1.4.4

П. 1.4.5 отсутствует

П. 1.6.3. Предварительный и текущий финансовый контроль реализуется работниками учреждения и Дирекцией

П. 1.6.3. Предварительный и текущий финансовый контроль реализуется работниками учреждения согласно своим должностным обязанностям

П. 1.6.6. Деятельность комиссии по внутреннему финансовому контролю осуществляется в соответствии с положением о внутреннем финансовом контроле, приведенном в приложении 15

П. 1.6.6 отсутствует.

Положение о внутреннем финансовом контроле отсутствует

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками (журнал операций № 4) ревизорами часто устанавливается несвоевременное отражение первичных учетных документов в регистрах бухгалтерского учета. Бюджетные учреждения применяют унифицированные формы первичных учетных документов, формы регистров бухгалтерского учета, принятые Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

При выборочной проверке правильности оформления первичных документов ревизоры часто устанавливают нарушения пункта 11 Инструкции № 157н:

  • к журналу операций прикладываются первичные документы, которые подписаны уволившимся лицом;
  • в ряде случаев отсутствуют подписи главного бухгалтера и исполнителя;
  • в ведомостях выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) отсутствует подпись работника, подтверждающая получение материальных ценностей;
  • табели учета посещения детей не подписаны лицом, ответственным за их формирование;
  • принятые к учету первичные документы не систематизируются учреждением по датам совершения операций с отражением в регистрах бухгалтерского учета;
  • первичные документы не подбираются и не прикладываются в хронологическом порядке к журналам операций.

Также в ходе проверки выявляются исправления, не оговоренные в порядке, установленном пунктом 18 Инструкции № 157н.

Встречаются нарушения порядка учета материальных запасов. Например, списание материальных ценностей за первую половину года учреждения проводят в конце года. Списание строительных материалов (краска, лак, растворитель, побелка) осуществляют без отражения в приложении к акту о списании материальных ценностей данных о выполненных объемах работ. Например, размер окрашенной площади.

К журналу операций № 5 образовательные учреждения прикладывают Ведомости по расчетам с родителями за содержание детей в детском учреждении, форма бланка которого не утверждена учетной политикой учреждения и Положением о порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг. Отметим, что Ведомость по расчетам с родителями (форма по ОКУД 0504609) исключена из Общероссийского классификатора управленческой документации «ОК 011-93», утвержденного постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.

Выявленные при проверках нарушения свидетельствуют о недостатках системы внутреннего контроля учреждения за ведением бухгалтерского учета и оформлением первичных учетных документов.

Контроль в части отчетности

Бухгалтерская отчетность в бюджетном учреждении формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н).

Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета. В соответствии с Инструкцией № 33н отчетность должна содержать полный объем бланков. Если отчеты содержат нулевые данные, то в пояснительной записке необходимо указать причину незаполненных форм. Также недопустимы арифметические ошибки.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 402?ФЗ в учете учреждения должно быть установлено своевременное и полное отражение операций.

Пример 2

Проверкой бухгалтерской отчетности установлены расхождения между данными, отраженными в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), и отчетными формами во внебюджетные фонды: Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС); Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), на 1 октября 2016 года на общую сумму 870 532,11 рубля.

Сопоставление данных бухгалтерской отчетности с данными отчетности во внебюджетные фонды
по состоянию на 1 октября 2016 года

Форма отчетности

Сумма задолженности, руб.

(«+» — задолженность, «-» — переплата)

Расхождение (гр. 2 — гр. 3), руб.

бухгалтерская отчетность

отчетность во внебюджетные фонды

1

2

3

4

Форма 4-ФСС

Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (счет 0 303 02 000)

-767 812,64

-1 647 003,06

879 190,42

Форма 4-ФСС

Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (счет 0 303 06 000)

-133 512,09

-133 569,79

57,70

Форма РСВ-1 ПФР

Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС (счет 0 303 07 000)

1 115 237,70

1 119 189,81

-3 952,11

Форма РСВ-1 ПФР

Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии (счет 0 303 10 000)

5 197 026,61

5 201 201,16

-4 174,55

Форма РСВ-1 ПФР

Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии (счет 0 303 11 000)

-589,35

0,00

-589,35

Всего

870 532,11

Таким образом, несвоевременная сверка расчетов с фондами и отражение этих данных в учете привели к искажению соответствующих показателей бюджетной отчетности.

Отсутствие регулярных сверок с контрагентами может привести к расхождению данных о задолженности с показателями бухгалтерского учета.

Пример 3

При выборочной проверке дебиторской и кредиторской задолженности ревизорами установлено расхождение данных по дебиторской задолженности в актах сверки и бухгалтерском учете в сумме 447 082,91 рубля. Данные представлены в таблице.

Наименование контрагента (договор)

По данным актов сверки

По данным бухгалтерского учета

Общая сумма расхождений

  

Дт

Дт

 

1

«Горэнергосбыт» ОАО «ЭК»

(договор от 30 декабря 2015 г. № 01.00001кТЭ)

17 477,88

393 209,18

375 731,30

2

«Горэнергосбыт» ОАО «ЭК»

(договор от 30 декабря 2015 г. № 01.00001кТЭ)

3 334,11

74 685,72

71 351,61

Итого

  

447 082,91

Выявленные нарушения в учете дебиторской задолженности привели к искажению соответствующих показателей бюджетной отчетности на отчетную дату.

Кроме этого не допускается несвоевременное отражение учреждением в бухгалтерском учете хозяйственных операций (нарушение Инструкции № 157н, а также Закона № 402?ФЗ).

Пример 4

В период проверки бюджетного учреждения установлено, что по счету 4 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» операция проводилась не по дате выполнения работ.

Наименование документа

Наименование услуги, период

Стоимость работ (руб.)

Примечание

Акт о сдаче-приемке услуг от 31 июля 2015 г. № 319, оказанных по контракту от 18 декабря 2014 г. № 3643

Плата за сброс загрязняющих веществ согласно контракту

7 681,99

Произведенные расходы по счету 4 401 20 223 «Расходы на коммунальные услуги» отражены в январе 2016 года

Итого

 

7 681,99

 

Выявленные нарушения привели к занижению кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2016 года на сумму 7 681,99 рубля, а также завышению дебиторской задолженности на эту же сумму в связи с тем, что сумма авансового платежа (п/п от 23 ноября 2015 г. № 807) была зачтена 15 января 2016 года.

Одним из обязательных условий учетной политики учреждения является проведение инвентаризации обязательств. Однако отдельные учреждения игнорируют данные требования.

Пример 5

Выборочным анализом дебиторской задолженности по датам возникновения выявлена просроченная задолженность (задолженность, не погашенная в срок, установленный договором) по состоянию на 1 сентября 2016 года в общей сумме 122 675,00 рублей.

Счет

Контрагент (договор)

Сумма на 01.09.2015

Сумма на 01.09.2016

Примечание

205.21

НОУ АВ (договор от 3 июня 2015 г. № 377/07-15)

122 675,00

122 675,00

Оплата до 5 числа месяца, следующего за текущим, в размере, установленном пунктом 5.1 договора.

Срок действия договора — до 31 декабря 2016 г.

Итого

122 675,00

122 675,00

-

Таким образом, размер задолженности на 1 сентября 2016 года соответствует ее размеру на 1 сентября 2015 года, что свидетельствует о непринятии учреждением мер к погашению задолженности.


Отметить
Версия для печати