Новое в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности


Недавно внесены изменения во все учетные и отчетные инструкции. Так, поменялись формы некоторых первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Кроме того, уточнен порядок осуществления некоторых бухгалтерских процедур. Чтобы не иметь трудностей при сдаче отчетности, бухгалтеру необходимо своевременно быть в курсе всех новшеств.

В 2016 году приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (далее — Приказ № 209н) внесены изменения в целый ряд приказов Минфина России:

  • Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н);
  • Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н);
  • Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н);
  • Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н (далее — Инструкция № 183н);
  • Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н);
  • Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н);
  • Методические указания об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Приказ № 52н).

При этом в первую очередь эти изменения связаны с постепенным переходом на федеральные стандарты, которые в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной приказом Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н (далее — Программа разработки стандартов), рассчитаны на период с 2017 по 2020 год.

В соответствии с данной программой срок принятия федерального стандарта «Событие после отчетной даты» — апрель 2017 года, а внедрение — январь 2018 года. В то же время Приказом № 209н в Инструкцию № 157н уже внесены отдельные позиции указанного стандарта.

События после отчетной даты

В соответствии с пунктом 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет и сформированная на его основе отчетность субъектом учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — событие после отчетной даты).

Под событием после отчетной даты понимается событие, которое имело место в период между отчетной датой и датой подписания отчетности и оказало или могло оказать существенное влияние на деятельность учреждения (рис. 1).

Примеры событий после отчетной даты приведены на рисунке 2.

События после отчетной даты отражаются последним днем отчетного финансового года до отражения операций по закрытию показателей отдельных счетов Рабочего плана счетов.

В случае если бухгалтерская (финансовая) отчетность сформирована, а первичные учетные документы поступили поздно и для того, чтобы не нарушить сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователю отчетности, данная информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в текстовой части Пояснительной записки.

При этом порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты устанавливается в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Проводим инвентаризацию

Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) и Инструкцией № 157н установлено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами.

При этом порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Приказом № 209н в пункт 20 Инструкции № 157н внесены позиции, определившие случаи, при которых проведение инвентаризации обязательно (рис. 3).

Кроме того, указанным пунктом Инструкции № 157н установлены сроки отражения результатов проведенной инвентаризации в бюджетном (бухгалтерском) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности (рис. 4).

Инвентаризация отдельных объектов бухгалтерского учета (акций)

Статьей 11 Закона № 402-ФЗ установлено, что все активы, в том числе акции, подлежат инвентаризации.

В соответствии с пунктом 74 Инструкции № 162н учет акций (операций по поступлению) осуществляется по их фактической стоимости с одновременным отражением на забалансовом счете по номинальной стоимости (а также по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества), в случае отсутствия информации об их стоимости учет акций на балансе осуществляется по номинальной стоимости.

Учет акций по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным уполномоченным органом), осуществляется на забалансовом счете 31 «Акции по номинальной стоимости». Принятие к забалансовому учету акций осуществляется на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости.

Выбытие акций отражается на основании первичных учетных документов в соответствии с решением уполномоченного органа. При этом учет поступления акций отражается на основании распоряжения уполномоченного органа и документа, подтверждающего внесение уполномоченного органа в реестр акционеров эмитента.

Порядок проведения инвентаризации акций учреждению необходимо установить в рамках формирования своей учетной политики. Обязательным условием при проведении инвентаризации акций должна быть сверка данных бюджетного учета с данными из реестра акционеров общества и из реестра федерального имущества.

Исправляем ошибки

В соответствии с изменениями, внесенными Приказом № 209н в Инструкцию № 157н, ошибка в зависимости от ее характера отражается субъектом учета: дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью.

В случае если ошибка обнаружена после представления бухгалтерской (финансовой) отчетности главному распорядителю бюджетных средств, учредителю, в финансовый орган, Федеральное казначейство, Счетную палату (далее — пользователю отчетности), такая ошибка с разрешения указанных пользователей отчетности подлежит исправлению субъектом учета в отчетном периоде, за который представляется отчетность. При этом информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в Пояснительной записке, представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Этапы исправления ошибок представлены на рисунке 5.

Изменения в Инструкциях № 191н и 33н

Теперь финансовый орган, главный распорядитель бюджетных средств, учредитель вправе установить для представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления, а также дополнительную периодичность представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

По факту проведения камеральной проверки отчетности соответствующий финансовый орган, главный распорядитель бюджетных средств, учредитель не позднее одного рабочего дня после получения результатов камеральной проверки уведомляет соответствующее учреждение о принятии представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • в случае получения положительного результата камеральной проверки отчетности — Уведомление о принятии отчетности;
  • в случае выявленных в ходе камеральной проверки отчетности несоответствий бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям к ее составлению и представлению, требующих внесения изменений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, — Уведомление о несоответствии отчетности требованиям по составлению.

Порядок уведомления учреждения о результатах проведенной камеральной проверки отчетности, представленной им, а также о дате принятия отчетности устанавливается пользователем отчетности.

При получении Уведомления о несоответствии отчетности требованиям по ее составлению учреждение обязано в течение срока, установленного пользователем отчетности, предпринять необходимые меры для приведения бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствие с установленными требованиями.

Кроме того, в Инструкции № 191н и 33н внесены изменения, связанные с обязанностью субъекта учета в целях проведения при формировании бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета камеральной проверки бюджетной отчетности, а также материалов, представляемых одновременно с бюджетной отчетностью в рамках реализации главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета (учредителем) внутреннего контроля, подведомственные ему получатели средств федерального бюджета (федеральные бюджетные, автономные учреждения) должны осуществлять представление отчетности в части сведений, не содержащих государственную тайну, средствами подсистемы «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет».

Установлены сроки представления указанной информации в подсистему «Учет и отчетность».

В Инструкцию № 191н введен раздел по порядку и срокам представления получателями средств федерального бюджета, главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, а также материалов, представляемых одновременно с бюджетной отчетностью.

Централизация бухгалтерского учета, формирование отчетности (передача полномочий)

В соответствии со статьей 7 Закона № 402-ФЗ, пунктом 5 Инструкции № 157н руководитель субъекта учета вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности в соответствии с законодательством по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

В связи с этим в Инструкцию № 157н внесены изменения, которые предусматривают, что правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете, технология обработки (представления (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления на его основе отчетности по договору (соглашению) иным учреждением, организацией (централизованной бухгалтерией), устанавливаются в порядке, предусмотренном договором (соглашением).

Обратите внимание, что в соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерии необходимо предусмотреть следующие позиции:

  • регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией (гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации);
  • регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией (гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации);
  • порядок обмена электронными документами и сведениями;
  • ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля, налоговой отчетности;
  • порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией;
  • регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета;
  • требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402?ФЗ и приказом Минтруда России от 22 декабря 2014 г. № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер».

Внимание!

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии:

  • по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности;

  • исполнения планово-экономической работы.

Кроме того, создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения. Таким образом, касса находится у субъекта учета и не подлежит передаче централизованной бухгалтерии.

Изменения в Приказ № 52н

Приказом № 209н также внесены изменения в Приказ № 52н, связанные с внедрением субъектами учета систем электронного документооборота и применением электронных документов, подписанных электронной подписью, в том числе с обменом информацией, осуществляемым с применением электронных документов, подписанных электронной подписью, при передаче субъектом учета полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии).

Приложение 5 к Приказу № 52н дополнено новыми позициями.

Так, отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или его выбытии в случае передачи лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, в оформленном первичном учетном документе не проставляются. В этом случае отметки бухгалтерии об отражении в учете указанных операций, а также бухгалтерские записи оформляются в Бухгалтерской справке (ф. 0504833).

Указанный порядок также применяется при передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии). При этом применение Бухгалтерской справки (ф. 0504833) при отражении хозяйственных операций существенно расширено.

Бухгалтерской справкой (ф. 0504833) оформляются операции при передаче лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, при отсутствии возможности в оформленном первичном учетном документе заполнения раздела «Отметка о принятии к учету» (при передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии)).

В то же время при формировании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) в случаях, если в первичных учетных документах (сводных учетных документах), в том числе представленных в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, а также при отсутствии возможности отметки о принятии их к учету и отражению бухгалтерских записей, обязательно указываются следующие реквизиты:

  • наименование первичного документа;
  • основание;
  • номер;
  • дата и наименование хозяйственной операции.

Порядок формирования номера счета бухгалтерского (бюджетного) учета в Рабочем плане счетов

Существенные изменения внесены в Инструкции № 162н, 174н, 183н, связанные с применением учреждениями, финансовыми органами кодов бюджетной классификации Российской Федерации при формировании 1–17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета.

По счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 0 201 35 000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 270), 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», в 5–17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.

При этом в случае, если счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» применяется при формировании операций раздела 6 «Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями» Инструкции № 162н, в 1–17 разрядах номера счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» отражаются показатели, соответствующие 4–20 разрядам кода бюджетной классификации.

В то же время в целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в соответствии с требованиями главного администратора бюджетных средств, финансового органа, в целях управленческого учета учреждения финансовые органы в 1–17 разрядах номера счета, в которых Инструкциями № 162н, 174н, 183н предусмотрены нули, субъект учета может при необходимости отражать соответствующие коды бюджетной классификации в порядке, предусмотренном их учетной политикой.

По счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в 15–17 разрядах номера счета отражаются нули.

По счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающим сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15–17 разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам».

По счетам аналитического учета счета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающим сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15–17 разрядах номера счета отражается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу» или 820 «Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу».

Особенности формирования показателей в 1–17 разрядах номера счета казенных, бюджетных и автономных учреждений приведены в таблицах 1–6.

Инструкции № 162н, 174н, 183н дополнены операциями, отражающими изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости: в случае увеличения балансовой стоимости земельного участка операции отражаются по дебету счета 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» в положительном значении, а в случае уменьшения балансовой стоимости — со знаком «минус».

При этом изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бюджетном (бухгалтерском) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того финансового года, в котором произошли указанные изменения.

Помимо этого внесено дополнение, что земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются также по их кадастровой стоимости.

Уточнен пункт 143 Инструкции № 157н позицией, что субъект учета вправе вести инвентарный и аналитический учет объектов имущества казны, предусмотрев указанный учет в своей учетной политике.

Предусмотрен аналогичный порядок отражения операций, связанных с изменением стоимости земельных участков в составе государственной (муниципальной) казны, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости. По дебету счета 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» и кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» отражаются суммы изменений: в случае увеличения балансовой стоимости — в положительном значении, в случае уменьшения балансовой стоимости — со знаком «минус».

В пункте 118 Инструкции № 157н уточнено, что одежда и обувь для всех групп воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подлежит маркировке.

Отражение в учете операций по компенсации расходов (возмещению ущерба)

Применение счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» распространяется в том числе на компенсацию расходов, понесенных учреждениями в связи с требованиями, установленными законодательством.

В бюджетном (бухгалтерском) учете суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (рис. 6).

Рассмотрим отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством, на примере приобретения имущества и услуг (обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма (табл. 7).

Коды видов расходов 119, 129, 149

В Указания от 1 июля 2013 г. № 65н внесены изменения, которыми дополнены увязки по статьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов» и 226 «Прочие работы, услуги» с кодами видов расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов» и 149 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов».

Уточнено, в каких случаях дебиторская задолженность, отраженная на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», переносится на счет 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»:

  • суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) контрактов на государственные (муниципальные) нужды, соглашений, по иным основаниям, согласно законодательству не возвращенные контрагентом в случае расторжения указанных контрактов (соглашений);
  • суммы финансовых требований по компенсации затрат государства, образовавшихся по результатам претензионной работы (решению суда);
  • суммы переплат заработной платы.

При этом при возмещении расходов текущего года (авансов текущего финансового года) в 1–17 разрядах номера счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» отражается код расходов бюджета, а при возмещении расходов прошлых лет (авансов прошлых лет) — код доходов бюджета (см. рис. 7, 8 на стр. 13).

Изменения в Едином плане счетов

Введен дополнительный счет 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным», который предназначен для учета расчетов по суммам НДС по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполненных работ, оказанных услуг), передачи имущественных прав.

Рассмотрим пример отражения операций с применением указанного счета в бюджетном (бухгалтерском) учете (табл. 8).

Введен счет 0 401 10 174 «Выпадающие доходы», на котором отражается уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством об их уменьшении (списании, предоставлении скидок (льгот)).

Указанные операции в бюджетном (бухгалтерском) учете отражаются по дебету счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы», кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (табл. 9).

(Продолжение статьи — в следующем номере.)


Отметить
Версия для печати