Рекламные правила для бухгалтера


Реклама в наши дни — дело привычное и обычное. Вместе с тем, при рассмотрении проблемы рекламы с точки зрения бухгалтерского (бюджетного) учета, возникают определенные вопросы.

 

Нормативно-правовым актом, устанавливающим правила размещения и распространения рекламы, является Закон от 13 марта 2006 г. № 38?ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38?ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 38?ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства.

Отметим, что реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины регламентирована статьей 24 Закона № 38?ФЗ и не должна в том числе способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования, а, напротив, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к применению лекарственных средств и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации врачей-специалистов. Также статья 24 Закона № 38?ФЗ содержит ограничения по ее размещению.

Контроль и надзор за соблюдением Закона № 38?ФЗ возложены на Федеральную антимонопольную службу (подп. 5.3.1.1 постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», ст. 33 Закона № 38?ФЗ).

Из истории

Первое рекламное агентство в России в 1878 году открыл Людвиг Метцель. «Центральная контора объявлений торгового дома Л. Метцель и Ко» принимала и размещала в периодических изданиях России частные коммерческие объявления.

Затем были налажены контакты с периодическими изданиями европейских стран, и агентство перешло на международный уровень. При этом «Центральная контора объявлений торгового дома Л. Метцель и Ко» предлагала полный цикл услуг по составлению, переводу на иностранные языки, дизайну и размещению объявлений в ведущих мировых изданиях.

Бухгалтерский учет

Принимая во внимание условия конкуренции в различных областях, бюджетные учреждения уделяют особое внимание рекламе по продвижению своих товаров, работ, услуг не только в рамках выполнения государственного задания, но и по приносящей доход деятельности.

Согласно нормам Гражданского кодекса (ст. 298), Закона от 8 мая 2010 г. № 83?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Издавая брошюры, буклеты, создавая информационный материал в СМИ, учреждение преследует не только цели повышения оборота предоставляемых работ, услуг, но и, пользуясь средствами массовой информации в любом формате (печатные газеты, журналы, бюллетени, периодические издания, интернет, радио, телевидение и др.), исчерпывает необходимость оповещения граждан, юридических лиц о предлагаемой деятельности.

Согласно пункту 11 статьи 3 Закона № 38?ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства, является социальной рекламой.

В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, операции по расчетам с контрагентами по предоставлению услуг по рекламе отражаются на счете 0 302 26 000 «Расчеты по прочим работам, услугам». Расходы бюджетного учреждения по приобретению рекламных услуг подлежат учету на счете 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с аналитикой согласно сформированной учетной политике учреждения.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы бюджетного учреждения на приобретение рекламных услуг относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

В части отчетности учреждений, представляемой согласно нормам Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, и Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, сведения об операциях, связанных с рекламными услугами в рамках осуществления финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтеру необходимо отразить в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) — затраты, понесенные в связи с использованием рекламы, расшифровку таких затрат.

ПРИМЕР 1

Бюджетное учреждение здравоохранения на год заключило договор о размещении информации в ежемесячном печатном периодическом издании о предоставляемых медицинских услугах в рамках приносящей доход деятельности. Стоимость рекламных услуг согласно заключенному договору составляет 18 000 рублей. Оплата производится ежемесячно.

Бухгалтер сделает следующие
записи:

Дебет 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражение расходов, произведенных учреждением в текущем отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам, — 18 000 рублей;

Дебет 2 109 ХХ 226
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг»
Кредит 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
— отражение расходов текущего месяца (ежемесячно согласно актам выполненных услуг) — 1 500 (18 000 : 12) рублей;

Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— отражение оплаты поставщику услуг рекламы за месяц — 1 500 рублей;

Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 109 ХХ 226
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг»
— отражение расходов на рекламу на финансовый результат — 1 500 рублей.

Пример 2

Бюджетное учреждение разместило рекламу сроком на один месяц в общественном городском транспорте об открытии после капитального ремонта библиотеки по маршруту следования в территориальном расположении библиотеки. Затраты составили 4 500 рублей. Библиотека не осуществляет приносящей доход деятельности.

Поскольку бюджетное учреждение использует социальную рекламу в рамках выполнения государственного задания, бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 4 109 ХХ 226
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг»
Кредит 4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начислены расходы на рекламные услуги в месяце их предоставления — 4 500 рублей;

Дебет 4 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены контрагенту 4 500 рублей за оказанные рекламные услуги;

Дебет 4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 4 109 ХХ 226
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг»
— отнесение на финансовый результат расходов на рекламу — 4 500 рублей.

В случае недостаточного финансирования библиотеки учредителем на выполнение государственного задания и при наличии приносящей доход деятельности в рамках Устава отнесение указанных расходов не препятствует использовать КВФО «2» — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).

Контроль. Ответственность

При проведении проверок бюджетных учреждений контролирующие органы в первую очередь знакомятся с уставными документами. В поле зрения также попадут рекламные объявления, баннеры, брошюры, размещенные в холлах и вестибюлях бюджетного учреждения.

Согласно статье 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 4 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 4 000 до 7 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 100 000 рублей.

Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.

Эффективность рекламы

Управленческий учет невозможен без оценки эффективности осуществленных затрат, в том числе и на рекламу.

В этом случае, безусловно, не рассматривается социальная реклама. Используя классическую методику расчета и анализа эффективности проведенных рекламных кампаний, возможно рассчитать и оценить эффективность проведенной рекламы, сформировать результат проведенного анализа для руководства и повысить эффективность рекламных затрат.

Расчет эффективности рекламных услуг осуществляется в рамках приносящей доход деятельности. Для его проведения необходимо учитывать сумму затрат, связанных с предоставлением рекламной услуги, сумму приносящей доход деятельности за отчетный период (в том числе по каждой из предоставляемых учреждением работ, услуг), аналитические данные прошлых соответствующих отчетных периодов (с учетом сезонности, при наличии).

Используя формулу экономической эффективности и рассчитав чистый финансовый результат, возможно принятие обоснованных управленческих решений.

1. Рассчитать чистый финансовый результат (полученная прибыль за вычетом рекламных затрат);

2. Рассчитать рентабельность;

3. Рассчитать экономическую эффективность рекламы;

4. Сравнить чистый финансовый результат с соответствующим периодом без учета рекламной кампании;

5. Сформировать аналитический отчет.

Формула для расчета экономической эффективности рекламы (R):

R = (Доход (до рекламы) × Рентабельность — Доход (после рекламы) × Рентабельность) : Расходы на рекламу, где:

  • Доход (до рекламы) — полученный доход от приносящей доход деятельности за период, в котором не было поддержки рекламой (в руб.);
  • Доход (после рекламы) — полученный доход от приносящей доход деятельности за аналогичный период времени, но с рекламной поддержкой (в руб.);
  • Рентабельность — процент прибыли в цене единицы реализованной работы, услуги (в %);
  • Расходы на рекламу — сумма, затраченная учреждением на рекламу.

Напомним формулу для расчета рентабельности:

Цена работы (услуги) — себестоимость работы (услуги) : цена работы (услуги).

Налоговый учет

Налог на прибыль

Критерии отнесения затрат на рекламу определены пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса.

Вместе с тем в расчете показателя налоговой базы по налогу на прибыль учитываются только те расходы, которые осуществлены в рамках приносящей доход деятельности.

Согласно главе 25 Налогового кодекса рекламные расходы подразделяются на следующие виды:

  • нормируемые;
  • ненормируемые.

Согласно пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не отмеченные в абзацах втором — четвертом указанного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса плательщики налога на прибыль организаций уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

НДС

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса суммы НДС, предъявленные учреждению при приобретении товаров (работ, услуг), не предназначенных для использования в облагаемых НДС операциях, учитываются в их стоимости.


Отметить
Версия для печати