NULL

Успешный опыт централизации учетных функций Вологодской области

02.11.2017

Централизация учетных функций — одна из наиболее животрепещущих задач на сегодняшний день. О региональном опыте рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов области Валентина Николаевна АРТАМОНОВА.

— Валентина Николаевна, в Вологодской области реализуется масштабный проект по централизации бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора. Каких результатов вы достигли по итогам 2017 года?

— Действительно, с 2015 года по поручению губернатора Олега Александровича Кувшинникова в нашей области реализуется проект по централизации учетных функций органов исполнительной государственной власти и государственных учреждений области. Единый план мероприятий, тщательная проработка методологических документов, согласованные действия в переходный период стали основой для полномасштабной и плавной передачи функций.

Первый этап проекта был завершен к началу 2017 года. На централизованное ведение учета перешли все органы исполнительной государственной власти и казенные учреждения области. Создано единое пространство бухгалтерского учета участников бюджетного процесса. На сегодняшний день мы не разделены расстояниями, не ограничены подразделениями. Проведена автоматизация всех направлений хозяйственной деятельности, каждый факт хозяйственной жизни регистрируется в централизованной системе бухгалтерского учета.

Площадкой для реализации проекта стало государственное казенное учреждение «Областное казначейство». В структуре учреждения создано специализированное структурное подразделение — центр бухгалтерского учета (ЦБУ). К началу 2018 года в центре работают 82 высококвалифицированных специалиста, это лучшие бухгалтеры нашей области.

Благодаря внедрению юридически значимого электронного документооборота, унификации и стандартизации применяемых документов и справочников выполнены задачи по повышению качества ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, повышению производительности труда бухгалтеров, снижению расходов на выполнение учетных функций.

В настоящее время мы реализуем второй этап проекта. В течение 2018 года будет завершена передача бухгалтерских функций бюджетных и автономных учреждений области.

В 2017 году централизация осуществлялась на площадках ведомственных центров бухгалтерского учета в ведущих отраслях: образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите населения и лесном комплексе. Прежде всего это связано со спецификой бухгалтерского учета в данных отраслях и большим количеством подведомственных учреждений.

За 2017 год проведена передача функций 202 учреждений, это 75 процентов от общего количества бюджетных и автономных учреждений.

— Каким образом выстраиваются отношения между центром бухгалтерского учета и обслуживаемым учреждением? Как осуществляется контроль исполнительской дисциплины ответственных лиц обеих сторон?

— В соответствии со статьей 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и на основании утвержденной формы Типового соглашения между центром бухгалтерского учета и обслуживаемым учреждением заключается Соглашение о передаче функций бухгалтерского учета и отчетности.

В рамках соглашения регулируются:

  • вопросы взаимодействия по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством;
  • порядок информационного взаимодействия между ответственными лицами ЦБУ и учреждения;
  • порядок обмена электронными документами и сведениями;
  • ответственность за исполнение обязательств по ведению бухгалтерского учета, формированию отчетности, хранению документов, соблюдению сроков оплаты документов;
  • вопросы соблюдения требований к уровню квалификации работников ЦБУ.

Вопросы специфики деятельности каждого учреждения также урегулированы в нормах заключаемых соглашений.

На повышение уровня исполнительской дисциплины и своевременного выполнения регламента взаимоотношений, утвержденного соглашением, значительное влияние оказало внедрение в финансово-хозяйственную деятельность учреждений и ЦБУ электронного документооборота. В созданной системе осуществляется контроль сроков исполнения документов, ведется статистика соблюдения распорядительных документов, формирование отчетов о выполнении переданных функций.

Проведение процедур внутреннего контроля в рамках электронного документооборота позволяет учреждению и ЦБУ оперативно выявлять нарушения в области бухгалтерского и бюджетного законодательства, информировать ответственных лиц о необходимости исправления документов и осуществлять контроль исполнительской дисциплины.

— Валентина Николаевна, в рамках проекта Вологодской области большое внимание уделяется унификации и стандартизации применяемых документов и справочников. Какие результаты достигнуты?

— При подготовке методологических документов по централизации учетных функций одной из важных задач являлась задача унификации и стандартизации применяемых документов. Практическая реализация мероприятий по передаче функций показала, что эта задача оказалась сверхважной.

Проведение унификации и стандартизации применяемых документов и справочников стало основой автоматизации всех направлений финансово-хозяйственной деятельности учреждений, позволило провести автоматизацию процессов от создания до обработки документов, а также автоматическое составление сводов, отчетов, реестров. Как результат — время на обработку и исполнение документов сократилось в два раза. И процесс этот не закончен. В настоящее время идет активная работа по унификации процессов проведения инвентаризации.

Проблемы данного направления работы учреждений особенно ярко проявились при передаче функций. Были выявлены факты неполного проведения инвентаризации, нарушений в оформлении ее результатов.

В рамках проекта по централизации учетных функций мы подготовили порядок проведения инвентаризации на уровне Вологодской области с учетом применения унифицированных документов, встроенных в единую информационную систему бухгалтерского учета и отчетности.

— Информационная система бухгалтерского учета взаимодействует с другими информационными системами?

— Созданная информационная система учета универсальна. Обеспечена выгрузка информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, информационные системы налоговых органов, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования России, информационную систему Росстата, банковских кредитных организаций.

Информационная система учета интегрирована с информационными системами Вологодской области по сбору и консолидации бюджетной отчетности, сводной отчетности бюджетных и автономных учреждений, информационной системой планирования и исполнения бюджета Вологодской области.

В настоящее время мы отрабатываем вопросы дальнейшего развития проекта и интеграции системы с федеральной Единой информационной системой управления кадровым составом государственной гражданской службы России. На базе созданной системы учета и отчетности осуществляем построение регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

16_2.png

Рисунок 1. Схема электронного документооборота при выполнении учетных функций.

— Одной из целей проведения централизации является сокращение расходов на выполнение учетных функций. В то же время, в связи с внедрением новых информационных технологий, можно уже сегодня сказать, что Вологодская область получила бюджетный эффект от реализации проекта?

— Отметим, что основная задача проекта — повышение качества ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях. Ее достижение стало возможным только за счет системных изменений, внедрения новых технологий, позволяющих максимально автоматизировать и централизовать все процессы, сократив трудозатраты на выполнение однотипных операций до минимума.

Бюджетный эффект от проведения централизации бухгалтерских функций достигается за счет сокращения более тысячи штатных единиц бухгалтерского персонала. По нашей оценке, ежегодная экономия составляет более 300 миллионов рублей, в расчете трехлетнего бюджета это миллиард рублей.

16_3.png

Рисунок 2. Региональный электронный бюджет Вологодской области.

— Валентина Николаевна, все ли вопросы применения централизованной модели бухгалтерского учета в настоящее время урегулированы действующим законодательством?

— Минфин России уделяет большое внимание вопросам централизации учетных функций, проведена большая работа по совершенствованию законодательства в данной области. Но ряд вопросов продолжает беспокоить и сегодня. Например, вопрос по источнику содержания центра бухгалтерского учета, которому передаются функции учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.

Централизация учетных функций учреждений здравоохранения Вологодской области позволяет повысить эффективность использования средств фонда на выполнение учетных функций в два раза.

Безусловно, чтобы решить эту задачу, необходима поддержка федеральных структур.

— Реализуете ли вы аналогичные проекты на муниципальном уровне, что уже сделано и какие задачи предстоит выполнить?

— Вопросами централизации учетных функций сегодня занимаются все муниципальные образования области.

Рядом муниципальных районов созданы единые муниципальные центры учета, проведены мероприятия по заключению соглашений о передаче функций, переданы функции органов местного самоуправления и муниципальных учреждений района. В настоящее время проводятся мероприятия по внедрению единой информационной системы учета и отчетности, обучению работников учреждений и переводу финансово-хозяйственной деятельности учреждений на электронный документооборот.

Положительный опыт таких муниципальных районов показал важность проведения аналогичных мероприятий во всех муниципальных образованиях области.

С целью обеспечения единого подхода к организации и проведению муниципальными районами и городскими округами централизации учетных функций Департаментом финансов области подготовлены методические рекомендации по реализации мероприятий централизации бухгалтерского учета и отчетности в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях области, проведено обучение специалистов финансовых органов муниципальных образований и центров бухгалтерского учета.

Организация мероприятий направлена на создание единой централизованной информационной системы учета и отчетности с последующей ее интеграцией в региональный сегмент информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

В настоящее время муниципальными районами и городскими округами утверждаются дорожные карты по проведению централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, создаются рабочие группы по реализации утвержденных мероприятий.

2018 год — это сложный и важный период становления центров бухгалтерского учета на муниципальном уровне.

— Валентина Николаевна, какого эффекта вы ожидаете от проведения централизации учетных функций на муниципальном уровне?

— Самой важной задачей является повышение качества бухгалтерского учета и формирование достоверной отчетности на основе единой методологии, позволяющей стандартизировать учетные процедуры от момента создания первичного документа до формирования отчетности.

Повышение скорости выполнения учетных функций путем формализации документооборота, внедрение единых принципов работы сотрудников, унификации и стандартизации документов и процедур приведет к сокращению расходов на выполнение учетных функций. Отложенный ежегодный бюджетный эффект ожидается в сумме более 150 миллионов рублей.

Проведение автоматизации бухгалтерского учета, всех направлений финансово-хозяйственной деятельности на основе современных программ и технологий позволит повысить открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, поднять уровень управления муниципальными финансами Вологодской области на новую высоту.


Отметить
Версия для печати