25 апреля 2024 года
Регистрация

Централизация бухгалтерского учета в Пензенской области

Одной из важнейших задач, на решение которой нацелена деятельность финансовых органов в условиях ограниченности доходных источников и необходимости соблюдения параметров государственного долга, является оптимизация бюджетных расходов по различным направлениям. Одним из инструментов ее реализации является централизация бухгалтерского учета в исполнительных органах государственной власти и учреждениях бюджетной сферы.

Л. В. Шашанова, начальник отдела учета и отчетности — главный бухгалтер Министерства финансов Пензенской области

Централизация кроме экономии за счет сокращения численности работников бухгалтерских служб дает возможность улучшить качество бюджетного учета путем применения единой методологии, а также сократить количество нарушений по его ведению.

Данная работа в Пензенской области была начата в 2011 году и проводилась в два этапа.

Первым этапом стало построение региональной системы централизации бухгалтерского учета в отрасли здравоохранения Пензенской области.

Для осуществления функций по бухгалтерскому учету было создано ГБУ «Центр бухгалтерского обслуживания Пензенской области». В 2015 году данное учреждение реорганизовано путем присоединения к ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр» (далее — ЦБО) и создания в его структуре управления бюджетного учета.

В настоящее время на обслуживании в ЦБО находится 13 учреждений здравоохранения, основным источником содержания которых является субсидия на выполнение государственного задания. Кроме того, все 48 учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области, переведены на единую систему централизации бухгалтерского учета, которая позволяет упорядочить учет и составление отчетности, обеспечить получение сводной аналитической информации. С момента централизации сокращено 60 ставок бухгалтеров, что привело к ежегодной экономии около 20 миллионов рублей.

Передача функций по ведению бухгалтерского учета учреждений здравоохранения, содержащихся за счет средств обязательного медицинского страхования, не проводилась, так как средства на содержание бухгалтерии преду­смотрены в тарифе на оказание медицинской помощи и централизация учета в таких учреждениях привела бы к увеличению нагрузки на региональный бюджет.

ЦБО стал своеобразным методическим центром, который рассматривает различные вопросы финансово-экономической деятельности отрасли здравоохранения в регионе, проводит анализ показателей деятельности учреждений, разбирает спорные ситуации ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. На базе ЦБО осуществляется прием у всех учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области, бухгалтерской отчетности, составление на ее основе сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.

28_1.png

Рисунок. Централизация бухгалтерского учета в бюджетной сфере Пензенской области

На втором этапе проведена централизация бухгалтерского учета в исполнительных органах государственной власти, учреждениях культуры, физической культуры и спорта.

Для координации данной работы Правительством Пензенской области в 2014 году были утверждены отраслевые планы мероприятий по созданию централизованных бухгалтерий (далее — ЦБ), контроль за ходом реализации которых осуществлялся Минфином Пензенской области и соответствующими ведомствами.

Была подготовлена необходимая нормативная база: внесены изменения в ведомственный перечень услуг, оказываемых государственными учреждениями; разработаны внутренние нормативно-правовые акты об учетной политике учреждений, должностные инструкции работников; составлены и утверждены штатные расписания; заключены договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета.

Централизация бухгалтерского учета в исполнительных органах государственной власти включала передачу указанных функций в ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» и создание в его структуре сектора централизованной бухгалтерии.

В соответствии с нормами законодательства полномочия по принятию и исполнению обязательств, а также планово-экономические функции остались в ведении исполнительных органов государственной власти. В результате в состав указанной ЦБ вошли 19 исполнительных органов государственной власти, численность бухгалтеров в этих органах сократилась со 103 до 78 штатных единиц, то есть на 25 единиц, из которых 17 единиц переведены в сектор ЦБ. Общее сокращение численности составило 8 человек, экономия по фонду оплаты труда — 5,3 млн рублей в расчете на год.

Одновременно с этим решение о централизации бухгалтерского учета было принято по 14 государственным учреждениям культуры, а также по 8 государственным учреждениям физической культуры и спорта, которые находятся на территории г. Пензы.

В результате централизации бухгалтерского учета в учреждениях культуры общее сокращение численности работников составило 9 единиц, экономия бюджетных средств — 2,8 млн рублей в год, в учреждениях физической культуры и спорта — 6 единиц и 1,9 млн рублей соответственно.

Результаты работы по централизации представлены в таблице на стр. 30.

Среди основных положительных моментов централизации отметим:

  • соблюдение единых требований к оформлению первичной учетной документации и формированию отчетности;
  • взаимозаменяемость сотрудников при их нахождении в отпусках, на больничном и в иных случаях;
  • оптимизация численности работников бухгалтерии и экономия фонда оплаты труда;
  • применение единой методологии бухгалтерского учета.

Наряду с этим мы столкнулись со следующими проблемами, которые возникают в основном из-за неурегулированности действующего законодательства.

Одной из них является разграничение ответственности должностных лиц за нарушение требований к бухгалтерскому учету. Так, ведение бухгалтерского учета в организации производится ЦБ на основании гражданско-правового договора. Но в случае грубого нарушения ЦБ правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности руководитель организации, передавшей полномочия по ведению бухгалтерского учета, не освобождается от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.11 КоАП России, так как в соответствии со статьей 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета (постановление Пленума Верховного суда России от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ»).

Для решения данной проблемы в нашем регионе заключены дополнительные соглашения к договорам о передаче функций по ведению бухгалтерского учета, в которых предусматривается возмещение убытков, понесенных в связи с уплатой организацией либо должностным лицом этой организации административных штрафов по вине исполнителя, оказывающего бухгалтерские услуги. В случае отказа от добровольного возмещения этот вопрос рассматривается в судебном порядке.

Следующей проблемой является неурегулированность нормативных вопросов организации внутреннего финансового контроля (далее — ВФК) при осуществлении бюджетного учета ЦБ. В рамках своей деятельности в ЦБ осуществляется контроль в отношении каждой проведенной хозяйственной операции. Указанный контроль проводится как исполнителями (самоконтроль), так и руководителями (контроль по уровню подчиненности). То есть фактически при осуществлении такого контроля достигаются поставленные перед ВФК цели. На наш взгляд, вполне логично было бы возложить на ЦБ осуществление ВФК в части переданных полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Однако в настоящее время передача бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств (далее — ГРБС) по осуществлению ВФК ЦБ не представляется возможной ввиду того, что согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса указанные полномочия осуществляются непосредственно ГРБС.

Другой актуальной проблемой является переход на федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — СГС). С 2018 года в России вступили в силу пять первых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Наиболее сложными для применения из них стали СГС «Основные средства» и СГС «Аренда».

При первом применении СГС в ЦБ мы столкнулись со сложностями, связанными с проведением инвентаризаций объектов основных средств и объектов сдаваемого в аренду (пользование) имущества, так как обязанность проведения инвентаризации возложена законодательством непосредственно на экономический субъект, а ЦБ является иным юридическим лицом. Поэтому встал вопрос об утверждении Порядка взаимодействия ЦБ и обслуживаемых экономических субъектов (организаций) в части проведения инвентаризаций, связанных с первым применением СГС, и внесении соответствующих изменений в договоры (соглашения) по передаче функций по ведению бухгалтерского учета. Кроме того, потребовалась доработка Порядка представления документов на согласование списания имущества, внесение изменений в перечень недвижимого, особо ценного движимого имущества для бюджетных и автономных учреждений, а также разработка Порядка определения справедливой стоимости имущества.

Наработки, полученные при централизации бухгалтерского учета на региональном уровне, в настоящее время используются при организации данной работы в муниципальных образованиях области.

Следующим этапом развития централизации учетных функций станет внедрение юридически значимого электронного документооборота на базе автоматизированной системы управления бюджетным процессом Пензенской области «АЦК-Финансы» (далее — АСУ БП) для оперативного взаимодействия между ЦБ и обслуживаемыми учреждениями. Для организации электронного документооборота потребуется:

  • разработка нормативно-правовой и нормативно-технологической базы;
  • лицензирование деятельности в области защиты информации;
  • аттестация и сертификация АСУ БП;
  • создание инфраструктуры открытых ключей;
  • организация эксплуатации, сопровождения и технической поддержки пользователей АСУ БП и т. д.

Таким образом, нам предстоит провести большую работу, в результате которой в оперативном порядке будут осуществляться сбор, обобщение, анализ информации, необходимой для принятия руководителями органов государственной власти и государственных учреждений эффективных управленческих решений.

Таблица

Количество бухгалтерских должностей, высвобожденных в учреждениях в связи с централизацией учета (шт. ед.)

Общий эффект от централизации учета в год (млн руб.)

Исполнительные органы государственной власти

Здравоохранение

Физкультура и спорт

Культура

8

60

6

9

30

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал Получить БЕСПЛАТНЫЙ демодоступ к журналу


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама