Учимся на чужих ошибках
Продолжаем обзор недостатков и нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий во II полугодии 2017 года[1]. В данной статье рассмотрим нарушения предоставления субсидий.
А. А. КУЧЕРЕНКО консультант
Субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение
В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса, нормативным правовым актом Правительства России, устанавливающим правила предоставления субсидии (далее — Правила предоставления субсидии), одним из ГРБС на выполнение мероприятий государственной программы России предоставлены субсидии из федерального бюджета бюджетам тех субъектов России, у которых размер средств, предусмотренный в бюджете субъекта России, не позволяет обеспечить необходимый уровень софинансирования.
Отдельными ГРБС не предъявлялись требования о возврате субъектом России средств из бюджетов субъектов России в федеральный бюджет в связи с недостижением значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями, что привело к несоблюдению Правил предоставления субсидий.
В нарушение требований, установленных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, Правилами предоставления субсидии, соглашениями, отдельными ГРБС не обеспечено соблюдение субъектами России условий предоставления субсидий из федерального бюджета, а именно: в отдельных субъектах России не достигнуты значения показателей результативности использования субсидий, установленные соглашениями.
Отдельными ГРБС по итогам финансового года не осуществлена оценка эффективности использования субъектом России субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъекта России (муниципальной собственности) путем сравнения фактически достигнутых и установленных соглашениями значений показателей результативности использования субсидий.
В нарушение требований, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, подпунктом «б» пункта 47 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства России от 2 августа 2010 г. № 588, Правилами предоставления субсидии, одним из ГРБС как ответственным исполнителем государственной программы России не обеспечено достижение значений целевых индикаторов, показателей результативности государственной программы.
Заключенные одним из ГРБС соглашения содержали показатели результативности использования субсидии, не соответствующие требованиям, установленным Правилами предоставления субсидии.
В заключенных одним из ГРБС соглашениях содержались целевые значения показателей результативности использования субсидии, не соответствующие значениям целевых показателей и индикаторов государственной программы России, что влечет несоблюдение норм, установленных подпунктом «б» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов России, утвержденных постановлением Правительства России от 30 сентября 2014 г. № 999 (далее — Правила № 999).
Соглашения, заключенные одним из ГРБС с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов России, не содержат реквизиты правового акта субъекта России, устанавливающего расходное обязательство, в целях софинансирования которого предоставлена субсидия из федерального бюджета, что привело к невыполнению требований, установленных подпунктом «ж» пункта 10 Правил № 999.
Одним из ГРБС предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов России на реализацию государственной программы России в рамках заключенных соглашений осуществлялось при несоблюдении условий их предоставления, установленных Правилами предоставления субсидии (отсутствовали программы субъектов России, на софинансирование которых осуществлялось предоставление субсидий из федерального бюджета).
В нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидии, соглашением, одним из ГРБС предоставлена субсидия из федерального бюджета субъекту России с нарушением сроков, определенных графиком перечисления субсидии.
В 2016 году одним из ГРБС в соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта России вносились изменения, ухудшающие целевые значения показателей результативности использования субсидии. Это является нарушением норм, установленных пунктом 12 Правил № 999, Правилами предоставления субсидии.
Невыполнение требований, установленных подпунктом 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, Правилами предоставления субсидии: одним из ГРБС в заключенных с субъектами России соглашениях предусмотрены положения, противоречащие Правилам предоставления субсидии в части предоставления в месячный срок с даты заключения соглашения выписки из закона о бюджете субъекта России, подтверждающей наличие бюджетных ассигнований на финансирование объектов капитального строительства в 2015 году.
Отдельными ГРБС не осуществлялся контроль за исполнением субъектами России условий соглашений в части:
- достижения значений показателей результативности использования субсидии органом исполнительной власти субъекта России;
- обеспечения уровня софинансирования за счет средств бюджета субъекта России расходных обязательств в объеме, предусмотренном соглашениями;
- приведения государственной программы субъекта России в соответствие с соглашениями в части внесения в нее сведений об объектах капитального строительства, предусмотренных указанными соглашениями;
- обеспечения достоверности представляемых органами исполнительной власти субъектов России данных в отчете о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий субъектами России и в отчете об осуществлении расходов бюджета субъекта России, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
- соблюдения сроков представления отчетности об исполнении условий соглашений и сроков представления Заявок о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта России;
- исполнения органами исполнительной власти субъектов России графика выполнения мероприятий по строительству объектов капитального строительства;
- своевременности возврата в федеральный бюджет остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов России.
Это является нарушением требований, установленных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158, пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса, пунктом 16 постановления Правительства России от 27 декабря 2014 г. № 1563, пунктом 24 Правил № 999, Правилами предоставления субсидии, соглашениями.
Одним из ГРБС принята Заявка о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта России на софинансирование расходных обязательств субъекта России (муниципальных образований) по реализации мероприятий федеральных целевых программ, государственных программ (подпрограмм) России с незаполненным обязательным реквизитом (дата) в нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидии.
В нарушение требований, установленных подпунктом 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, одним из ГРБС не осуществлен контроль достоверности принятых Отчетов об осуществлении расходов бюджета субъекта России, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта России, с отражением в них недостоверных данных по произведенным расходам (кассовым расходам) за счет средств бюджетов субъектов России, и, соответственно, ответственному ГРБС представлен сводный Отчет об осуществлении расходов бюджетами субъектов России с отражением в нем недостоверных данных.
Субсидии бюджетным и автономным учреждениям
В нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, правовым актом ГРБС, договором на предоставление субсидии из федерального бюджета, бюджетным учреждением за счет средств субсидии на иные цели произведена оплата подрядным организациям за фактически не выполненные ими объемы работ по капитальному ремонту.
Не выполняя нормы, установленные пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, пунктом 11 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства России от 26 июня 2015 г. № 640 (далее — Положение № 640), соглашением, одним из ГРБС бюджетному учреждению предоставлена субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в объеме, превышающем объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанный в соответствии с пунктами 11 и 12 Положения № 640. Изменения в государственное задание бюджетному учреждению на оказание государственных услуг (выполнение работ) ГРБС не вносились.
В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса, пунктом 6 Положения № 640, одним из ГРБС утверждено государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (три года) при утверждении Законом от 14 декабря 2015 г. № 359‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» федерального бюджета на один финансовый 2016 год (без планового периода).
Вопреки требованиям, установленным пунктом 4 статьи 69.2, пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, подпунктом «в» пункта 45 Положения № 640, соглашением, одним из ГРБС субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) перечислены бюджетному учреждению с превышением разрешенного максимального размера (75 %) их перечисления в течение 9 месяцев.
В нарушение требований, установленных подпунктом «т» пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства России от 26 июля 2010 г. № 537, пунктом 48 Положения № 640, соглашениями, одним из ГРБС не осуществлен контроль за деятельностью федерального бюджетного учреждения в части соблюдения сроков, порядка составления и представления, достоверности данных бюджетной (бухгалтерской) отчетности и отчетности, предусмотренной соглашениями, а также за соблюдением целевого характера использования целевых субсидий.
[1]Начало см. в журнале "Бюджетный учет" № 10/2018. С. 16 - 19.