Стандарты. Восхождение к вершинам

Как успеть на работе и дома: сдать вовремя отчет, приготовить вкусный ужин и украсить свой дом?

Давайте делиться своими секретами досуга, дорогие наши коллеги, в новой рубрике «Потехе час».

Автором может быть каждый.

Стандарты.  Восхождение к вершинам

29–30 апреля 2019 года Союз развития государственных финансов совместно с Минфином России провел первый в этом году круглый стол, посвященный внедрению и применению федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Старт был дан в прекрасном городе Нальчике — столице Кабардино-Балкарской Республики. Холод гор замечательно контрастировал с теплым гостеприимством и радушием, которым славится Кавказ.

04_1.png

В первый день с приветственным словом выступили Азамат Масхутович Калабеков, заместитель министра финансов Кабардино-Балкарской Республики, и Светлана Викторовна Сивец, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России. Затем Светлана Викторовна доложила об этапах реализации программы разработки федеральных стандартов, методическом сопровождении внедрения стандартов. Она отметила важность проведения заседаний круглых столов по обсуждению проектов федеральных стандартов, а также методических рекомендаций к ним. В течение 2019 года будут подготовлены проекты стандартов, которые вступят в силу с 2021 года. Реализация проектов, связанных с внедрением новых стандартов, сформировала новые вызовы. Один из них — принципы единой учетной политики при централизации бухгалтерского учета на федеральном уровне. Поставлена важная задача: переход на электронный документооборот. В соответствии с Законом № 402‑ФЗ учреждения вправе составлять и представлять отчетность только в электронном виде. Ранее отчетность считалась составленной только после подписания руководителем ее бумажного экземпляра.

Светлана Викторовна рассказала, что будут действовать два методических совета: один — Совет по стандартам госсектора при Минфине России, второй — при Союзе развития государственных финансов, курирующий все методсоветы субъектов России. Председателем совета при Союзе на общем собрании была назначена Таисия Константиновна Шубина, бухгалтер и руководитель с большим опытом практической работы, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет».

04_2.png

Азамат Масхутович поделился опытом создания эффективной технологической модели централизации учетной функции Кабардино-Балкарской Республики. В отличие от других в данном регионе централизована только система учета. Централизованные бухгалтерии не создавались. Перед Минфином республики была поставлена задача собрать все учетные системы в ЦОДе Минфина КБР. На момент принятия решения у 300 учреждений из 935 учет не был автоматизирован, а велся вручную. В течение года всех автоматизировали. При централизации системы учета повысилось качество учета и отчетности, снизились затраты и время.

Елена Александровна Логинова, советник отдела развития систем бухгалтерского учета Управления развития информационных систем Федерального казначейства, рассказала об электронном документообороте как основе модели централизации учета. Один из принципов ГИИС «Электронный бюджет» — однократный ввод и многократное использование информации. Для реализации принципа однократного ввода необходимы:

  • единые или сопоставимые справочники;
  • унификация бизнес-процессов и формуляров;
  • статусно-ролевая модель;
  • интеграция с иными подсистемами ГИИС «Электронный бюджет» и внешними информационными системами.
  • Елена Александровна на примерах рассказала о каждом этапе.

Ожидаемые результаты от централизации учета участников бюджетного процесса России:

  • повышение прозрачности и подотчетности федеральных государственных органов и федеральных казенных учреждений;
  • повышение достоверности бюджетного учета;
  • повышение финансовой дисциплины;
  • получение оперативной информации о финансовом состоянии публично-правовых образований;
  • возможность высвобождения численности федеральных служащих, выполняющих операционно-счетную работу, и концентрации квалифицированных бухгалтеров на задачах анализа и аудита финансово-хозяйственной деятельности;
  • сокращение расходов федерального бюджета на бухгалтерскую функцию.
04_3.png

Далее Татьяна Александровна Фетисова, ведущий эксперт Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России, ознакомила с основными положениями СГС «Резервы», который будет применяться при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года; составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений — начиная с отчетности 2020 года. СГС «Резервы» разработан в целях обеспечения единства системы требований к ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности.

Положения СГС «Резервы» устанавливают порядок признания (принятия к бухгалтерскому учету) и оценки резервов, а также порядок раскрытия информации о резервах, об условных обязательствах и условных активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности, если иное не установлено другими СГС, Инструкциями № 157н, 162н, 174н, 183н, 191н, 33н[1].

Юлия Михайловна Морозова, начальник отдела методологии отчетности в государственном секторе Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России, разъяснила основные положения СГС «Долгосрочные договоры». Данный стандарт, так же как и СГС «Резервы», будет применяться с 1 января 2020 года. Как отметила Юлия Михайловна, положения СГС «Долгосрочные договоры» применяются одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы» при отражении в бухгалтерском учете доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год, а также срок действия которых не превышает одного года, но даты начала и окончания исполнения которых приходятся на разные отчетные периоды, в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета. СГС «Долгосрочные договоры» не применяется при заключении и исполнении договоров:

  • на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • цена которых определяется для отдельного отчетного периода исходя из фиксированной стоимости единицы работы (услуги), при условии, что общий объем работ (услуг) по таким договорам не определен.

Юлия Михайловна подробно рассказала о признании в учете доходов и расходов, которое производится по долгосрочным договорам строительного подряда и иным долгосрочным договорам, раскрытии информации в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также о переходных положениях стандарта при его первом применении.

Далее Светлана Викторовна Сивец рассмотрела отдельные позиции применения СГС «Доходы». Отдельными учетными группами доходов являются доходы:

  • от обменных операций;
  • от необменных операций.
  • Подробно были рассмотрены следующие вопросы применения СГС «Доходы»:
  • признание и оценка доходов;
  • доходы от необменных операций;
  • доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей (п. 13–18);
  • доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование (п. 19–24);
  • доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов (п. 25–31);
  • доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба (п. 32–35);
  • прочие доходы от необменных операций (п. 36–43);
  • доходы от собственности (п. 44–47);
  • доходы от реализации (п. 48–54).

Также обсудили правила применения подстатей статей 180 «Прочие доходы» и 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления», 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» при предоставлении межбюджетных трансфертов и порядок передачи нефинансовых активов между бюджетами.

Программу второго дня открыла Светлана Викторовна Сивец.

Далее Татьяна Александровна Фетисова разъяснила основные положения СГС «Запасы». Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как материальные запасы и незавершенное производство, а также требования к информации о запасах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В ходе выступления были рассмотрены следующие вопросы:

  • что относится к материальным запасам и незавершенному производству;
  • особенности принятия запасов к учету;
  • единицы учета запасов;
  • признание запасов к учету;
  • первоначальная стоимость запасов;
  • реклассификация материальных запасов;
  • оценка незавершенного производства;
  • последующая оценка запасов;
  • создание резерва под снижение стоимости запасов;
  • прекращение признания запасов в качестве активов;
  • критерии списания запасов;
  • методы оценки запасов при выбытии;
  • переходные положения СГС «Запасы» при его первом применении;
  • раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
  • А Светлана Викторовна отметила основные нюансы применения СГС «Запасы».

Продолжила заседание круглого стола Юлия Михайловна Морозова, рассказав о нюансах первого применения СГС «Отчет о движении денежных средств» (далее — СГС «Отчет о ДДС»). Она рассказала о:

  • структуре СГС «Отчет о ДДС»;
  • текущих операциях: денежных потоках по поступлению;
  • текущих операциях: денежных потоках по оплате;
  • инвестиционных операциях: денежных потоках по поступлению;
  • инвестиционных операциях: денежных потоках по поступлению;
  • финансовых операциях: потоках по поступлению;
  • финансовых операциях: потоках по выбытию;
  • раскрытии информации.

Денежные потоки, которые исходя из экономического содержания не могут быть однозначно классифицированы в соответствии с требованиями СГС «Отчет о ДДС», классифицируются как денежные потоки от текущих операций.

Обратите внимание, что при классификации денежных потоков следует учитывать профессиональное суждение исходя из экономического содержания операций, вызывающих денежные потоки.

04_4.png

Начальник отдела методологии осуществления государственного (муниципального) финансового контроля Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Елена Александровна Леонтьева рассмотрела тему новаций в сфере государственного (муниципального) финансового контроля, а также внутреннего финансового контроля и аудита.

Подготовлен законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вносит изменения и дополнения в статьи 15.11, 15.15.6, 15.15.7, 23.7 (часть 2), 23.7.1 (часть 2), 28.3, 29.9, о которых было подробно рассказано в выступлении. Например, нормы статьи 15.15.6 КоАП России (в редакции законопроекта) разделены по двум статьям КоАП России: 15.15.7 «Нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» и 15.15.6 «Нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности». В статью 15.15.6 добавлена норма по учету: «нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности». Статья 15.15.7 в редакции законопроекта: «Нарушение порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство».

Целью законопроекта «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» является повышение эффективности деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля и реализации результатов государственного (муниципального) финансового контроля, а также совершенствование системы внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля.

Основные направления законопроекта:

  • расширение сферы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а именно:
    • расширение предмета и уточнение перечня объектов Г(М)ФК;
    • наделение органов Г(М)ФК полномочиями по контролю за соблюдением положений законов (актов), определяющих расходные обязательства;
  • формирование федеральной системы стандартов внутреннего Г(М)ФК;
  • уточнение механизмов применения бюджетных мер принуждения и возмещения ущерба в бюджет;
  • совершенствование порядка реализации результатов Г(М)ФК;
  • развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Выступление Светланы Викторовны Сивец было посвящено особенностям применения классификации операций сектора государственного управления в 2019 году. Она рассказала об уточнениях в Порядок № 209н, подробно рассмотрела детализацию описания подстатей КОСГУ. Особое внимание было уделено подстатьям статей 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» и 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности».

Далее Светлана Викторовна ознакомила участников с СГС «Концессионные соглашения». Было рассказано о том, кто является сторонами концессионного соглашения, о структуре концессионного соглашения, объектах концессионного соглашения, о реконструкции объектов соглашения, об учете имущества, доходов и расходов концедента, раскрытии информации в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В завершение работы круглого стола докладчики ответили на актуальные вопросы учета и отчетности, применения стандартов и КОСГУ.



[1] Более подробно СГС «Резервы» рассмотрим в одном из следующих номеров журнала.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал