Ольга Кон (Автор тем)

Форум

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Формирование бюджетной сметы на 2020 год
 
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2020.
Анна Воробьева, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

В 2019 г. были приняты нововведения для форм расчета плановых сметных показателей, которые следует принимать во внимание при разработке смет федеральных казенных учреждений на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг.

Изменения 2019 года

Прежде чем утвердить смету, учреждению необходимо еще на стадии формирования проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период провести соответствующие расчеты сметных плановых показателей и составить проект бюджетной сметы.

Для федеральных казенных учреждений формы обоснований плановых сметных показателей утверждены Приказом Минфина РФ от 20.06.2018 № 139н. Этот документ в 2019 г. представлен в редакции Приказа Минфина РФ от 20.06.2019 № 100н.

В частности, отдельные формы расчета обоснований были изменены, в том числе обоснований:

· на фонд оплаты труда и страховых взносов в части работников некоторых госорганов и учреждений;

· на закупки для обеспечения федеральных нужд;

· на уплату некоторых налогов и сборов;

· на социальное обеспечение граждан.

Помимо этого были введены новые формы для отражения обоснований плановых сметных показателей на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субвенций, субвенций регионам в рамках национального проекта «Экология», выплат сиротам – студентам вузов и ссузов.

Всего нормативным документом предусмотрено 104 формы. Из них 21 форма на выплаты персоналу (в том числе фонд оплаты труда и страховые взносы, денежное довольствие, иные выплаты) работникам федеральных казенных учреждений и отдельных федеральных государственных органов. Помимо расчетов расходов на закупки, уплату налогов, социальное обеспечение граждан, также необходимо формировать обоснования на выплаты различных дотаций, субвенций и субсидий.

Показатели бюджетной сметы формируются по кодам классификации расходов бюджета с детализацией до кодов видов расходов.

Отметим, что ГРБС вправе устанавливать для своих учреждений требование о формировании показателей сметы в разрезе кодов КОСГУ. На сегодняшний день порядок применения этих кодов утвержден Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н. Документ актуален и при планировании расходов на 2020 г.

Структура сметы

Составление бюджетной сметы предполагает установление объема и распределение направлений расходов на основании доведенных до учреждения в предусмотренном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств (далее ЛБО) на принятие или исполнение таких обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения, включая обязательства по предоставлению:

· бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам;

· субсидий бюджетным и автономным учреждениям;

· других субсидий, субвенций;

· и иных межбюджетных трансфертов.

Показатели сметы должны соответствовать объему доведенных до учреждения ЛБО и бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств.

Формирование сметы и внесение изменений в утвержденные показатели сметы осуществляется по формам, приведенным в Приложениях 1 и 2:

· к Общим требованиям, утвержденным приказом Минфина РФ от 14.02.2018 № 26н (далее Общие требования). Рекомендуется для учреждений, финансируемых и бюджета субъекта РФ;

· к Порядку № 141н, утвержденному приказом Минфина РФ от 20.06.2018 N 141н «О порядке составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений» (далее Порядок №141н). Обязательны к применению для учреждений, финансируемым из федерального бюджета.

Табличная часть бюджетной сметы содержит объем и цели расходов в текущем году и плановом периоде по разделам.

Бюджетная смета состоит из шести разделов:

Раздел 1. Итоговые показатели бюджетной сметы.

Раздел 2. ЛБО по расходам получателя бюджетных средств.

Раздел 3. ЛБО по расходам на: предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, ИП, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям; платежи, взносы, безвозмездные перечисления субъектам международного права; обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантий РФ, а также по резервным расходам.

Раздел 4. ЛБО по расходам на закупки товаров, работ, услуг получателя бюджетных средств в пользу третьих лиц.

Раздел 5. Справочно: Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств.

Раздел 6. Справочно: Курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации.

По своей структуре форма бюджетной сметы аналогична форме, предназначенной для изменения ее показателей.

Порядок утверждения сметы

Порядок утверждения бюджетной сметы определяет ГРБС (пп. 8п. 1ст. 158 БК РФ). По общему правилу смета, в которой нет сведений, составляющих гостайну, утверждается не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ЛБО, а в которой такие сведения имеются – не позднее 20 рабочих дней.

Утверждает смету руководитель учреждения или иное уполномоченное им лицо. Смета обособленного подразделения без прав юридического лица, наделенного полномочиями по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого оно создано. При этом обоснования к ней утверждает руководитель этого подразделения.

Утвержденная смета с обоснованиями ГРБС (РБС) направляется РБС или учреждением не позднее одного рабочего дня после ее утверждения.

Ведение сметы

Под ведением сметы подразумевается внесение изменений в ее показатели в пределах, доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке ЛБО. Изменения показателей сметы оформляются учреждением.

При внесении изменений в смету суммы увеличения объемов сметных назначений отражаются в соответствующей форме со знаком плюс, а уменьшения – со знаком минус.

Согласно Общим требованиям корректировка сметы осуществляется путем утверждения поправок показателей:

· изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке ЛБО;

· изменяющих распределение сметных назначений по кодам КРБ, требующих либо не требующих изменения показателей бюджетной росписи ГРБС (РБС) и ЛБО;

· изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы;

· изменяющих иные показатели, предусмотренные порядком ведения сметы.

Изменение показателей сметы федеральных казенных учреждений осуществляется по основаниям, определенным п. 29 Порядка №141н.

Поправки вносят в смету, исходя из изменений значений в обоснованиях плановых сметных показателей.

Внесенные в смету изменения, требующие изменения показателей бюджетной росписи ГРБС (РБС) и ЛБО, утверждаются после внесения изменений в указанную роспись ЛБО.

Порядок и сроки утверждения изменений, внесенных в показатели бюджетной сметы, аналогичны тем, что предусмотрены для утверждения самой сметы. К представленным на утверждение изменениям прилагаются обоснования плановых сметных показателей.

Внесенные в смету изменения направляются РБС учреждением ГРБС (РБС) не позднее одного рабочего дня после их утверждения.

Резерв на оплату отпусков и вознаграждений в «1С»
 
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2020.
Аксиния Богданова, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»



Предстоящие расходы на отпуск работников учитываются в бухгалтерском учете и при расчете налога на прибыль. Рассмотрим, как сформировать резерв в программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8».

Методика формирования оценочных обязательств по отпускам

В программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8» реализован учет оценочных обязательств (резервов) по оплате отпусков, а также проведение их инвентаризации по итогам года с целью их передачи в бухгалтерскую программу. Настройка формирования оценочных обязательств (резервов) производится для конкретной организации в разделе «Настройка» – «Организации» на закладке «Учетная политика» и другие настройки по ссылке «Резервы отпусков».

В бухгалтерском учете поддерживаются две методики формирования оценочных обязательств по отпускам:
· Нормативный метод, предусмотренный ст. 324.1 НК РФ – расчет процентов от ФОТ. Для расчета величины оценочного обязательства умножается процент, рассчитанный заранее и отраженный в учетной политике организации, на сумму фактических начислений (ФОТ начислений, входящих в базу расчета среднего заработка для отпусков), страховых взносов и взносов на «травматизм» с этих начислений текущего месяца с учетом предельной суммы отчислений в год, после достижения которой обязательство не формируется;
· Метод обязательств (МСФО), предусмотренный МСФО 37 – расчет по остаткам отпусков. Величина оценочного обязательства рассчитывается как разница между исчисленной и накопленной суммами обязательств. Исчисленная сумма обязательства – это сумма отпускных, которую следовало бы выплатить, если бы отпуск рассчитывался на все положенные дни отпуска, в том числе и за расчетный месяц, т.е. эта сумма получается равной сумме компенсации отпуска при увольнении сотрудника в последний день месяца. Накопленная сумма обязательства – разница между накопленной ранее суммой обязательства (исчисленной суммой обязательства за прошлый месяц) и суммой фактически начисленных отпускных в текущем месяце.

Признание оценочных обязательств (резервов) нормативным методом

Настройка учета оценочных обязательств (резервов) по оплате отпусков в учреждении производится в разделе «Настройка» – «Организации» на закладке «Учетная политика» и другие настройки по ссылке «Резервы отпусков». В связи с тем, что учреждение формирует оценочные обязательства (резервы) нормативным методом (выбран соответствующий переключатель), необходимо установить: процент для расчета сумм ежемесячно признаваемых расходов, который задается в поле «Ежемесячный процент отчислений от ФОТ», а в поле «Предельная сумма отчислений в год» – предельную величину, до достижения которой будут начисляться оценочные обязательства (резервы).

Начисление оценочных обязательств (резервов) по отпускам за месяц производится после начисления зарплаты и формирования проводок за месяц с помощью документа «Резервы отпусков». В поле «Операция» необходимо выбрать вид операции начисления оценочных обязательств (резервов) по отпускам.

Необходимо нажать на кнопку «Заполнить». В результате поле «Доля обязательств в объеме ФОТ» будет автоматически заполнено и соответствовать значению процента для расчета сумм ежемесячно признаваемых расходов, заданному в поле «Ежемесячный процент отчислений от ФОТ». Поле «Доля обязательств в объеме ФОТ» используется только при начислении оценочных обязательств (резервов) по отпускам нормативным методом (в противном случае поле не заполняется).

На закладке «Расчет обязательств и резервов по отпускам» при нормативном методе расчет по сотрудникам производится следующим образом:
· сумма обязательства (резерва) в колонке «Сумма обязательства (резерва)» определяется путем умножения ежемесячного процента отчислений от ФОТ на сумму фактических начислений текущего месяца (ФОТ начислений, входящих в базу расчета среднего заработка для отпусков);
· сумма страховых взносов (кроме «травматизма») с обязательства (резерва) в колонке «Страховые взносы обязательства (резерва)» определяется путем умножения ежемесячного процента отчислений от ФОТ на сумму начисленных страховых взносов (кроме «травматизма») за текущий месяц;
· сумма взносов на «травматизм» с обязательства (резерва) в колонке «Взносы в ФСС НС и ПЗ обязательства (резерва)» определяется путем умножения ежемесячного процента отчислений от ФОТ на сумму начисленных взносов на «травматизм» за текущий месяц.

Получившиеся значения отражаются в колонках «исчислено». В колонках накоплено отражается разница между накопленными ранее суммами обязательства (резерва), страховых взносов и взносов на «травматизм» с обязательства (резерва) (данные суммы можно получить в документе «Резервы отпусков за прошлый месяц» путем сложения сумм из колонок «накоплено» и «зачтено») и суммами фактически начисленных отпускных за счет оценочных обязательств (резервов), страховых взносов и взносов на «травматизм» с отпускных за счет оценочных обязательств (резервов) в текущем месяце (данные суммы можно посмотреть в документе «Отражение зарплаты в бухучете за текущий месяц» на закладке «Выплата отпусков за счет оценочных обязательств»).
Получившийся результат из колонок «зачтено» по оценочным обязательствам (резервам), страховым взносам и взносам на «травматизм» с обязательств (резервов) отражается в разрезе сотрудников, подразделений и способов отражения на закладке «Обязательства и резервы по сотрудникам».

Признание оценочных обязательств методом обязательств (МСФО)

Начисление оценочных обязательств по отпускам за месяц производится после начисления зарплаты и формирования проводок за месяц с помощью документа «Резервы отпусков» (раздел «Зарплата» – «Резервы отпусков»). Заполнение документа производится аналогично примеру признания оценочных обязательств нормативным методом, но алгоритм расчета отличается. На закладках документа отобразится подробная информация о расчетах оценочных обязательств – суммы самого обязательства, суммы страховых взносов и взносов на «травматизм» по обязательству в бухгалтерском учете.

При методе обязательств (МСФО) расчет по сотрудникам на закладке «Расчет обязательств и резервов по отпускам» производится так, как описано ниже.

Во-первых, рассчитывается сумма обязательства в колонке «Сумма обязательства (резерва)»:
· в колонке «исчислено» определяется путем умножения дней неиспользованного отпуска сотрудника на его средний заработок. Данная сумма соответствует сумме отпускных, которую следовало бы выплатить, если бы отпуск рассчитывался на все положенные дни отпуска, в том числе и за расчетный месяц, т.е. эта сумма получается равной сумме компенсации отпуска при увольнении сотрудника в последний день месяца;
· в колонке «накоплено» отражается разница между накопленной ранее суммой обязательства, т.е. исчисленной суммой обязательства за прошлый месяц (данную сумму можно посмотреть в документе «Резервы отпусков за прошлый месяц» в колонке «исчислено») и суммой фактически начисленных отпускных за счет оценочных обязательств в текущем месяце (данную сумму можно посмотреть в документе «Отражение зарплаты в бухучете»);
· в колонке «зачтено» отражается разница между исчисленной (колонка «исчислено») и накопленной суммой обязательства (колонка «накоплено»). Может получиться положительная сумма (доначисление) или отрицательная сумма (списание). На отражение отрицательных сумм в течение года в данной колонке влияет флажок «Переоценивать ежемесячно» в настройках учета оценочных обязательств по оплате отпусков. Получившаяся отрицательная сумма (когда исчисленная сумма получилась меньше накопленной) при установленном флажке «Переоценивать ежемесячно» отражается в данной колонке, при снятом флажке – не выводится в данной колонке.

Во-вторых, рассчитывается сумма страховых взносов (кроме «травматизма») с обязательства в колонке «Страховые взносы обязательства (резерва)»:
· в колонке «исчислено» определяется путем умножения ставки по страховым взносам (отношение страховых взносов (кроме «травматизма»), начисленных в текущем месяце, к фактическим начислениям, составляющим ФОТ оценочного обязательства) на исчисленную сумму оценочного обязательства;
· в колонке «накоплено» отражается разница между накопленной ранее суммой страховых взносов (кроме «травматизма») с обязательства, т.е. исчисленной суммой страховых взносов (кроме «травматизма») с обязательства за прошлый месяц (данную сумму можно посмотреть в документе «Резервы отпусков за прошлый месяц» в колонке «исчислено») и суммой страховых взносов (кроме «травматизма») по фактически начисленным отпускным за счет оценочных обязательств в текущем месяце (данную сумму можно посмотреть в документе «Отражение зарплаты в бухучете за текущий месяц»);
· в колонке «зачтено» отражается разница между исчисленной (колонка исчислено) и накопленной суммой страховых взносов (кроме «травматизма») с обязательства (колонка накоплено). Может получиться положительная сумма (доначисление) или отрицательная сумма (списание). На отражение отрицательных сумм в течение года в данной колонке влияет флажок «Переоценивать ежемесячно» в настройках учета оценочных обязательств по оплате отпусков. Получившаяся отрицательная сумма (когда исчисленная сумма получилась меньше накопленной) при установленном флажке «Переоценивать ежемесячно» отражается в данной колонке, при снятом флажке – не выводится в данной колонке.

В-третьих, рассчитывается сумма взносов на «травматизм» с обязательства в колонке «Взносы в ФСС НС и ПЗ обязательства (резерва)»:
· в колонке «исчислено» определяется путем умножения ставки по взносам на «травматизм» (отношение взносов на «травматизм», начисленных в текущем месяце, к фактическим начислениям, составляющим ФОТ оценочного обязательства) на исчисленную сумму оценочного обязательства;
· в колонке «накоплено» отражается разница между накопленной ранее суммой взносов на «травматизм» с обязательства, т.е. исчисленной суммой взносов на «травматизм» с обязательства за прошлый месяц (данную сумму можно посмотреть в документе «Резервы отпусков за прошлый месяц» в колонке «исчислено») и суммой взносов на «травматизм» по фактически начисленным отпускным за счет оценочных обязательств в текущем месяце (данную сумму можно посмотреть в документе «Отражение зарплаты в бухучете за текущий месяц»).

Прибыль без налога для казенных учреждений
 
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2020.
Амина Русак, бухгалтер-консультант Линии консультации «ГЭНДАЛЬФ»


Задним числом, то есть с 1 января 2019 г., казенные учреждения освободили от налога на прибыль с приносящей доход деятельности. Расскажем, что делать с уже уплаченным налогом и что теперь стало налоговой базой для налога на прибыль.


Прибыль с доходов бюджета

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в НК РФ, 1 января 2019 г. вступили в действие изменения по налогу на прибыль для казенных учреждений.

Теперь казенным учреждениям не нужно уплачивать налог на прибыль с любых средств, полученных от приносящей доход деятельности, в том числе с доходов от реализации товаров, готовой продукции и прочего имущества (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

До этого от налогообложения освобождались только средства, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). А, например, доходы от реализации нефинансовых активов облагались налогом в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 25.04.2019 № 03-03-05/30244, от 04.04.2019 № 03-03-07/23385, от 26.02.2019 № 03-03-06/3/12369). В случае, если реализованное имущество было приобретено за счет бюджетных средств, то в налоговую базу входила вся выручка от реализации без ее уменьшения на стоимость приобретения НФА.

Нововведение вполне обоснованно и ожидаемо. Так как все средства, полученные от приносящей доход деятельности, казенные учреждения и так отправляли в бюджет. Они не имеют прав самостоятельно распоряжаться этими средствами (п. 4 ст. 298 ГК РФ). По существу, данные средства – доход бюджета, а не доход казенных учреждений. Выходит, что ранее налог на прибыль уплачивался с доходов бюджета.

С чего платить налог на прибыль


После принятия изменений возникает вопрос: а что тогда учреждения должны включать в налоговую базу по налогу на прибыль?

Согласно прямому толкованию пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что в налоговую базу по данному налогу не включаются именно средства, полученные от приносящей доход деятельности. А что с имуществом либо иным доходом, полученным в натуральной форме?

Так, согласно ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами и учитываются при исчислении налога на прибыль следующие доходы:

1) п. 8 – безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 251 НК РФ. Например, имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8), или имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности (пп. 22));

2) п. 13 – стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже либо разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ);

3) п. 14 – использованные не по целевому назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, кроме бюджетных средств;

4) п. 20 – стоимость излишков МПЗ и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

По мнению автора, исходя из прямого толкования норм НК РФ, поскольку в перечисленных случаях идет речь о получении не денежных средств, а нефинансовых активов (или прав на них), то по отношению к перечисленным доходам, пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется. То есть с таких доходов казенные учреждения будут по-прежнему исчислять налог.

Что делать с уже уплаченным налогом


Как было указано ранее, новая редакция пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ действует с 1 января 2019 г. То есть законодатели ввели изменения задним числом.

Что делать с теми суммами налога, исчисленными и уплаченными казенными учреждениями, к примеру с доходов от реализации имущества, в течение 2019 г. (до принятия № 325-ФЗ)?

Согласно общему порядку исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по нему, установленному ст. 286 НК РФ, налог определяется как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода рассчитывается самостоятельно налогоплательщиками.

Исходя из ставки налога и прибыли, облагаемой налогом, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового до окончания отчетного периодов, по итогам каждого отчетного периода (квартала) налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа. Ежемесячный авансовый платеж исчисляется в порядке, предусмотренном ст. 286 НК РФ.

На основании вышеизложенного, по нашему мнению, казенные учреждения вправе возвратить излишне исчисленную и уплаченную в бюджет сумму налога. Однако, скорее всего, сделать это они смогут уже после сдачи налоговой декларации за 2019 г. Ее нужно будет предоставить по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 г. № ММВ-7-3/475@. Именно в ней учтены актуальные изменения налогового законодательства, в том числе внесенные ФЗ № 325-ФЗ.

Внесенные изменения значимы для казенных учреждений, поскольку освобождают от обложения налогом почти все доходы, полученные ими от деятельности, приносящей доход. Однако также возникает целый ряд неясностей. Надеемся, что порядок возврата налога, а также иные разъяснения по применению обновленной нормы НК РФ будут доведены ФНС до налогоплательщиков в ближайшее время.

Инвентаризация в бюджетных учреждениях
 
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2020.
На вопросы отвечает Юлия Пыркова, бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ».

– На что обратить внимание при проведении годовой инвентаризации?

– Инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных учета учреждения. В СГС «Концептуальные основы бухгалтерcкого учета и отчетности организаций государственного сектора» от 31.12.2016 № 256н указаны основные требования к проведению инвентаризации.

Перед составлением годовой отчетности производится инвентаризация активов и обязательств в установленном в учетной политике порядке.

В соответствии с п. 1.5 Методических указаний у учреждения существует возможность не проводить обязательную годовую инвентаризацию в отношении следующего имущества: имущество, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября текущего отчетного года; основных средств (проводится один раз в три года; библиотечный фонд (проводится один раз в пять лет); товаров, сырья и материалов в районах Крайнего Севера (можно проводить в период их наименьших остатков). 

Сведения о фактическом наличии имущества вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.

При выявлении в ходе инвентаризации расхождений необходимо составить ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

– В ноябре 2019 г. при смене материально-ответственного лица проводилась инвентаризация материальных запасов. Должны ли в ходе годовой инвентаризации проверять наличие этого имущества?

– В данной ситуации, если инвентаризация имущества проводится позднее 01.10.2019, то на основании п. 1.5 Методических указаний проверять данное имущество при годовой инвентаризации нет необходимости.

– Нужно ли проводить инвентаризацию с кредиторами и дебиторами?

– Нужно. Согласно п. 3.44 Методических указаний инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в сверке обоснованности сумм на счетах бухгалтерского учета учреждения. Основным документом проведения инвентаризации расчетов является акт сверки.

Результаты годовой инвентаризации отражаются в бюджетном учете до закрытия года записями датой не позднее 31 декабря текущего года.

– Как правильно поступить с неучтенными активами?

– В соответствии с п. 25, 31 Инструкции № 157н и СГС «Концептуальные основы» объекты нефинансовых активов, выявленные по результатам инвентаризации, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости, признаваемой справедливой стоимостью на дату принятия к учету. Комиссии по поступлению и выбытию активов необходимо: определить основания имущественных прав учреждения в отношении этих активов и установить суммы фактических вложений в них (согласно первичным учетным документам, регистрам учета, при необходимости – архивным данным) или же утвердить текущую рыночную стоимость при невозможности определения сумм фактических вложений. 

– Как определить и отразить недостачи, выявленные при инвентаризации?

– Размер ущерба, причиненного недостачами или хищениями, следует определять исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба.

Недостачи имущества (кроме матзапасов) списываются по балансовой стоимости на финансовый результат на Дт 1 401 10 172 с учетом ранее начисленных амортизации и убытка от обесценения. Недостачи материалов относятся на финансовый результат по Дт 1 401 20 272, а сверх норм естественной убыли – по Дт 1 401 10 172.

Расчеты по выявленным недостачам, подлежащим возмещению виновными лицами, учитываются на счете 209.

– Как отражать выявленную при инвентаризации с дебиторами и кредиторами пересортицу материальных запасов?

– Взаимный зачет излишков/ недостачи при пересортице может быть допущен только в виде исключения за проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного наименования и в одинаковых количествах.

Если стоимость недостающих ценностей больше стоимости ценностей, находящихся в излишке, то разница стоимости относится на виновных лиц.

Расхождения по результатам годовой инвентаризации регистрируются в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций» пояснительной записки (ф. 0503160).

Пять новых СГС: примеры применения в бюджетных организациях
 
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2020.
Инна Хлевняк, бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»


С 2020 г. нужно применять не семь, а пять новых стандартов. Два стандарта– «Непроизведенные активы» и «Информация о связанных сторонах» – Минфин отложил до 2021 г.

В учетной политике отражаем четыре из пяти


Один из пяти новых стандартов – «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» – лишь обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений. Различий с Инструкциями № 191н и № 33н в нем немного, да и они, вероятно, будут устранены при внесении последующих изменений в эти документы.

Остальные четыре стандарта учреждению необходимо отразить в учетной политике. Полноценно применять все новшества можно будет только после обновления инструкций по учету. До этого момента они применяются в части, не противоречащей этим инструкциям.

Напомним, что в учетной политике необходимо описать только те способы учета, которые нужны учреждению. Методы учета для операций, которые учреждение никогда не совершает, описывать не нужно.

В новых инструкциях обратите внимание на два вида положений. Одни учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые. Другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.

СГС «Запасы»

Стандарт «Запасы» утвержден Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 №256н. Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 доведены Методические рекомендации по его применению.

С 1 января 2020 г. все учреждения государственного сектора должны отражать материальные запасы и незавершенное производство с учетом федерального стандарта.

Учет каких объектов применяется в стандарте

Правила стандарта используются при отражении материальных запасов на счете учета 105.00, формировании себестоимости и остатков незавершенного производства на счете 109.00

Правила стандарта не применяются при учете таких объектов, как биологические активы (живые организмы – животные, растения, грибы, культивируемые для получения биологической продукции (в том числе древесины), библиотечные фонды (независимо от срока их полезного использования), активы культурного наследия, незавершенное производство по договорам строительного подряда (сформированное субъектом учета по результатам выполнения им функции подрядчика) и финансовые инструменты.

Обратите внимание на термины «запасы», «материальные запасы» и «материалы». В стандарте им даны точные определения, поэтому при ведении учета и составлении отчетности их больше нельзя использовать произвольно. Например, к запасам теперь относятся не только материальные запасы (МЗ), но и незавершенное производство.

Закрепите в учетной политике:

· порядок определения стоимости МЗ при их получении по необменной операции. Если справедливую стоимость оценить нельзя, теперь нужно использовать данные передающей стороны (п. 22);

· способы учета незавершенного производства по услугам. Прежде они были предусмотрены только для продукции и работ (п. п. 7, 28);

· правила отражения в составе продукции и товаров тех МЗ, которые предназначены для реализации, распространения безвозмездно или за символическую плату. Их необходимо переоценивать на каждую отчетную дату и создавать резерв под снижение стоимости (п. п. 31 – 32);

· методы аналитического учета биологической продукции, которая стала признаваться особой подгруппой МЗ (п. 7).

Проверьте учетную политику на предмет следующего:

· соответствует ли терминология новому стандарту. Запасами нужно называть совокупность МЗ и незавершенного производства. Материалами – только те МЗ, которые используются в течение не более чем 12 месяцев либо приобретены для обеспечения отдельных категорий граждан и организаций (п. п. 2, 7);

· корректно ли выбраны единицы учета для каждого вида запасов и соответствующие им единицы измерения. Перечень единиц учета теперь ограничен тремя наименованиями: номенклатурная единица, партия и однородная группа. Другие единицы учета следует исключить. По партиям и однородным группам проверьте также, хватает ли данных аналитического учета для надлежащего контроля сохранности и движения запасов (п. 8);

· установлена ли обязанность комиссии по поступлению и выбытию активов определять срок полезного использования МЗ, которые находятся в эксплуатации более 12 месяцев. Закрепление таких обязанностей предполагалось и ранее (п. 10);

· соответствует ли СГС порядок определения первоначальной стоимости запасов. Например, пропорционально стоимости МЗ должны распределяться любые расходы, связанные с их приобретением, а не только затраты на заготовку и доставку. При обмене на некоммерческих условиях, кроме оплаты деньгами или их эквивалентами, МЗ учитываются по стоимости переданных взамен активов по данным бухучета (п. п. 14, 16, 18 – 19);

· предусмотрены ли исключения из состава затрат, формирующих себестоимость изготовления продукции или других МЗ. К таким исключениям, например, относятся сверхнормативные потери и затраты на хранение вне производственного процесса (п. 20);

· приведены ли правила переоценки до справедливой стоимости тех запасов (кроме товаров и продукции), которые отчуждаются в пользу не бюджетных организаций. Необходимость в такой переоценке была и ранее (п. 29);

· не противоречит ли СГС порядок реклассификации МЗ. При переводе в другую группу или категорию объектов учета их стоимость не должна изменяться (п. 27);

· указан ли порядок принятия решений о прекращении использования запасов и списания их с баланса при несоответствии критериям актива (пп. «в» п. 34).

Как правильно выбрать счета учета и КОСГУ


Выбор счета определен Инструкцией № 157н. Выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого (функционального) назначения материального запаса. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Подстатья 341 КОСГУ.

Приобретение материальных запасов группы «Медикаменты и перевязочные средства», в том числе медицинских аптечек и санитарных сумок, перевязочных средств (вата, марля, бинты), шприцов, игл, катетеров и др. отражают в учете следующими записями:

Дт 0 106 34 341 Кт 0 302 34 73Х;

Дт 0 105 31 341 Кт 0 106 34 341.

Выбытие израсходованных материальных ценностей:

Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 31 441.

В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, надо относить на подстатью 346 КОСГУ.


Пример 2. Подстатья 342 КОСГУ.

Бутилированную питьевую воду, предусмотренную нормативами обеспечения питанием и включенную в меню-раскладку, включают в группу «Продукты питания» и ее приобретение учитывают следующим образом:

Дт 0 106 34 342 Кт 0 302 34 73Х;

Дт 0 105 32 342 Кт 0 106 34 342.

Выбытие израсходованной бутилированной воды отражают:

Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 32 442.

Если воду покупают из-за того, что у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо есть заключение о признании водопроводной воды не соответствующей санитарным нормам, то проводки будут следующими:

Дт 0 106 34 349 Кт 0 302 34 73Х;

Дт 0 105 36 349 Кт 0 106 34 349.

Выбытие израсходованной воды в этом случае отражают следующим образом:

Дт 0 401 20 223 Кт 0 105 36 449.

Также если бутилированная питьевая вода приобретается для обеспечения питьевой водой граждан в период их пребывания в местах общественного пользования (например, в поликлиниках, многофункциональных центрах, школах), то такая вода включается в группу «Прочие материальные запасы» и отражается на счете 0 105 х6 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».


Пример 3. Подстатья 343 КОСГУ.

Приобретение материальных запасов группы «Горюче-смазочные материалы» в виде твердого топлива (угля) для печного отопления отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дт 0 106 34 343 Кт 0 302 23 73Х;

Дт 0 105 33 343 Кт 0 106 34 343.

Есть два варианта отражения выбытия таких запасов:

· выбытие израсходованного твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) – Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 33 443;

· выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления – Дт 0 401 20 223 Кт 0 105 33 443.

Следует отметить, что стоимость приобретенного природного газа, поступающего в учреждение по трубопроводу (не подлежащего хранению), относится на расходы текущего финансового периода – дебет счета 0 401 20 223.


Пример 4. Списание по средней стоимости.

Рассмотрим также выбытие запасов на конкретных примерах.

На складе учреждения на 1 марта числилось пять пачек бумаги для офисной техники по цене 255,80 руб. и одна пачка по цене 268,00 руб. В течение марта было приобретено еще две пачки бумаги по цене 319,21 руб. и выдано со склада и использовано четыре пачки. Стоимость выбывших пачек равна:

((255,80 * 5 + 268,00 + 319,21 * 2) / (5 + 1 + 2)) * 4 = 1 092,71 руб.

Списание бумаги – Дт 0 401 20 272 (0 109 00 000) Кт 0 105 36 000.


Пример 5. Выбытие в результате хищений, недостач, гибели или уничтожения.

Например, списание продуктов питания в результате недостачи отражают так:

В пределах норм естественной убыли – Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 32 442;

Сверх норм естественной убыли – Дт 0 401 10 172 Кт 0 105 32 442;

Отражение суммы недостачи – Дт 0 209 74 56Х Кт 0 401 10 172.

Переход на применение положений СГС «Запасы»

Запасы, числящиеся на забалансовых счетах и подлежащие по новым правилам отражению в бухгалтерском учете в составе запасов, должны быть отражены операциями в межотчетный период (от 31.12.2019 после формирования и сдачи отчетности за 2019 г.) через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» по первоначальной стоимости. Обязательное условие – соответствие объекта критериям признания актива требованиям, установленным СГС «Концептуальные основы». Оформить операции следует документом «Бухгалтерская справка» (ф. 0504833).

При необходимости следует произвести реклассификацию и (или) переоценку запасов, учтенных до первого применения.

В результате при первом применении СГС финансовый результат сформируется от признания запасов, ранее неотраженных в бухгалтерском учете и от пересмотра балансовой стоимости запасов. При формировании отчета за 2020 г. результаты корректировки необходимо раскрыть в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.

СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах»

Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 30.05.2018 №124н. Письмом Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716 доведены Методические рекомендации по его применению.

Стандарт применяется в отношении лишь пяти видов резервов:

1) по гарантийному ремонту (который будет осуществляться субъектом учета по требованию заказчиков в случаях, предусмотренных договором);

2) по претензиям и искам (обязанность, возникающая по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе по возмещении вреда);

3) по реструктуризации (обязанность, возникающая при принятии решения о реструктуризации деятельности, а также о реорганизации либо ликвидации субъекта учета);

4) по убыточным договорным обязательствам;

5) на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации (обязанность, возникающая по договору купли-продажи, пользования, иному договору, устанавливающему условия использования объекта имущества).

Закрепите в учетной политике:

· порядок создания нового вида резерва – по убыточным договорным обязательствам (п. п. 6, 14, 24);

· методику дисконтирования величины тех резервов, по которым предполагаемый срок исполнения обязательства превышает 12 месяцев после годовой отчетной даты (п. п. 17, 27);

· способы формирования информации об условных активах и обязательствах для заполнения отчетности. В бухучете они не отражаются (п. п. 34 – 39, 42).

Проверьте учетную политику на предмет следующего:

· соответствует ли стандарту порядок формирования и учета резервов по гарантийному ремонту (п. п. 6, 10, 21), по претензиям и искам (п. п. 6, 8, 11 – 12, 20, 22), по реструктуризации (п. п. 6, 13, 23) и на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации (п. п. 6, 15, 25 – 26, 31);

· предусмотрено ли формирование резервов лишь в том случае, если момент предъявления требования и его размер не зависят от действий учреждения (п. 9);

· исключаются ли из расчета суммы резерва, сопутствующие исполнению обязательства налоги и ожидаемые поступления (п. п. 18 – 19);

· прописано ли условие о ежегодном пересмотре стоимостной оценки резерва (п. п. 26 – 27);

· не противоречит ли порядок списания излишней суммы резерва правилу стандарта об отражении этой операции проводкой, обратной начислению (п. 29).

СГС «Долгосрочные договоры»

Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 29.06.2018 №145н. Методические рекомендации по его применению доведены письмом Минфина РФ от 28.10.2019 № 02-06-07/84752.

Стандарт регламентирует правила учета по тем договорам подряда и возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год.

Отражаем в учетной политике:

· порядок признания в учете доходов будущих периодов и дебиторской задолженности. Они отражаются на всю сумму долгосрочного договора при его заключении (п. п. 11, 16);

· способы переноса предстоящих доходов на финансовый результат текущего периода. Обычно их нужно переносить равномерно в течение срока договора. Однако если вы выполняете работы или оказываете услуги неравномерно, можете предусмотреть другой порядок (п. п. 11, 16);

· порядок аналитического учета, отложенного НДС при отражении в бухучете доходов до наступления момента возникновения базы по налогу (п. 13);

· случаи ведения учета по стандарту в отношении договоров, не относящихся к долгосрочным, у которых период действия приходится на разные календарные годы (п. 5);

· правила учета доходов, расходов, дебиторской задолженности и НДС при выполнении работ по договору строительного подряда (п. п. 6 – 10, 16).

СГС «Концессионные соглашения»

Утвержден стандарт приказом Минфина РФ от 29.06.2018 №146н. Методические рекомендации по его применению доведены письмом Минфина РФ от 28.10.2019 № 02-06-07/84753.

Стандартом руководствуются как уполномоченные органы, выступающие от имени концедента, так и учреждения, в случае если имущество передано в концессию без прекращения права оперативного управления этих учреждений.

Закрепите в учетной политике:

· методику учета концессии уполномоченным органом на забалансовых счетах до момента введения соответствующих счетов в инструкции. Забалансовые счета используются для учета суммы инвестиций, предусмотренной соглашением и фактической, а также для учета имущества концедента, если в отношении такого имущества не прекращено право оперативного управления или хозяйственного ведения (п. п. 5, 7);

· правила отражения уполномоченным органом предстоящих доходов в сумме превышения стоимости создания или реконструкции объекта над суммой обязательств по возмещению расходов концессионера (п. п. 7, 9);

· способы учета уполномоченным органом доходов будущих периодов от концессионной платы, если их сумму можно определить (п. 10);

· порядок учета на балансовых счетах учреждения объекта концессии, переданного без прекращения права оперативного управления, а также учета на забалансовых счетах предусмотренной соглашением суммы инвестиций (п. п. 5 – 6).

Проверьте учетную политику на предмет следующего:

· соответствуют ли применяемые правила учета новому стандарту;

· правильно ли распределены функции учета при передаче имущества в концессию без прекращения права оперативного управления (п. 5).

Как накажут за ошибки в учете и отчетности
 

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2020.
Анастасия Хахулина, главный бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Благодаря СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» с бухгалтера была снята ответственность за соответствие составленных другими уполномоченными на то лицами первичных документов свершившимся фактам хозяйственной деятельности. В то же время Федеральный закон от 29.05.2019 №113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» определяет и дифференцирует ответственность бухгалтера за качество ведения бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

За что накажут

1. Непредставление отчетности или нарушение сроков представления. Штраф за такое нарушение носит административный характер и варьируется от 10 000 до 30 000 руб.

2. Незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, не превышающую 100 000 руб. и не более чем на 1% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 млн руб., либо занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в первичном случае в размере от 1000 до 5000 руб. и при повторном нарушении в размере от 5000 до 15 000 руб.

3. Значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое привело к искажению информации об активах и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 млн руб., не более чем на 1% и на сумму, превышающую 1 млн руб., либо занижением сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 млн руб., вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности. При первичном нарушении предусмотрен административный штраф в размере от 5000 до 15 000 руб., при повторе нарушения – штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

4. Грубое нарушение требований к составлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности, штраф за такое нарушение в первичном случае предусмотрен в размере от 15 000 до 30 000 руб., а при повторном от 30 000 до 50 000 руб.
Под грубым нарушением, согласно прим. 4 к ст.15.15.6 КоАП РФ, понимается:
· искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10% и не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, и на сумму, превышающую 1 млн руб.;
· искажение показателей бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателей результата исполнения бюджета;
· занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 1 млн руб., вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· включение в бюджетную или бухгалтерскую отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
· регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета или притворного объекта бухгалтерского учета;
· ведение счетов бухгалтерского (бюджетного) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
· отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (если проведение аудита является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Когда не накажут

Но бывают случаи, когда должностное лицо освобождается от административной ответственности:

1. Когда была представлена уточненная налоговая декларация (расчета) и уплачена на основании такой декларации сумма налога (сбора, страхового взноса), не уплаченного вследствие нарушения требований к бюджетному учету и (или) искажение показателей. А также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ.

2. Когда была представлена бюджетная или бухгалтерская отчетность, содержащая уточненные (исправленные) показатели.

3. До принятия бюджетной или бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской отчетности.

4. После принятия бюджетной или бухгалтерской отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской отчетности.

5. После проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, проверки бюджетной или бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской отчетности.
Сложные вопросы оформления командировочных
 
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2020.
Тамара Щербина, главный бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Нередко возникают сложности при отражении и выплате сумм понесенных затрат. Ответим на часто задаваемые спорные вопросы.

– Каким образом производится оплата за выходные и праздничные дни, если они приходятся на период командировки?

– Работа в выходные и праздничные дни запрещена в соответствии со ст. 113 ТК РФ за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Так, если технология работы предусматривает непрерывность, то при направлении сотрудника в служебную командировку работу в выходные и праздничные дни это можно прописать в приказе на командировку. То есть выход на работу в выходные и праздничные дни возможен в случае, если он заранее прописан в документах на командировку и это обусловлено производственной необходимостью. В этом случае оплата работы сотруднику в выходные и праздничные дни рассчитывается по среднему заработку, если это предусмотрено положением по оплате труда и другими правовыми документами учреждения.

Если же работа в выходные и праздничные дни первоначально не была предусмотрена, то ссылаясь на Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 16 октября 2019 г. № ПГ/26391-6-1, порядок оплаты труда сотрудника при привлечении его к работе в выходные и праздничные дни регламентирован п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» и производится в соответствии с трудовым законодательством РФ. Так, в случае если период командировки приходится на выходные и праздничные дни, то оплата должна производится на основании ст. 153 ТК РФ: не менее, чем в двойном размере.


– В соответствии с приказом на командировку сотрудник должен был находиться в ней два дня, но в связи с тем, что производственные моменты удалось решить раньше, он вернулся в тот же день. Следовательно, фактически командировка была однодневной. Должно ли учреждение в этом случае выплачивать ему суточные?

– Основываясь на данных абз. 4 п. 11 Положения, можно сделать вывод, что суточные сотруднику выплачиваться не должны, так как он вернулся к месту постоянного места жительства в тот же день. Однако учреждение может выплатить суточные по собственной инициативе. Ссылаясь на разрешение Минфина РФ (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 мая 2013 г. № 03-03-06/1/18005), понесенными расходами можно уменьшить расчетную базу налога на прибыль.


– Должно ли учреждение возмещать сотруднику расходы на приобретение проезда на городском транспорте (метро, троллейбус, автобус)?

– Данные расходы необходимо рассмотреть по отдельности – проезд до места командирования и обратно на общественном транспорте, включающим автобус, маршрутное такси, речное или морское судно должен быть возмещен в соответствии с п. 12 Положения при наличии документального подтверждения затрат.

Если во время командировки сотрудник использовал городской транспорт, трамвай, метро и троллейбус, то необходимость возмещения затрат остается за руководителем – порядок действий должен быть прописан в учетной политике, положении о коллективном договоре или другом локальном и нормативном акте. В случае, если учреждение все-таки решит возместить данные расходы, то их можно будет учесть при расчете налога на прибыль организации (Письмо ФНС РФ от 12 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11246 «О порядке признания отдельных видов расходов, связанных со служебной командировкой работника»).


– Должна ли учитываться в качестве командировочных расходов сотрудника поездка на такси, и если да, то какой документ предоставляется для подтверждения затрат?

– Затраты, понесенные сотрудником на оплату услуг такси, должны быть возмещены учреждением в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, п. 24 Положения, ст. 168 ТК РФ, письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223 при наличии документально произведенных расходов. Следовательно, при возвращении из служебной командировки работником должен быть предоставлен чек ККТ либо квитанция об оплате проезда. Документы предоставляются таксистом на основании п. 111 постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

При этом сотрудником должно быть предоставлено обоснование использования данного вида транспорта в виде служебной записки. Причинами могут являться: отсутствие возможности добраться из (до) аэропорта на другом виде транспорта в связи с поздним вылетом (прилетом), отсутствие прямых маршрутов до места назначения, вероятность не успеть исполнить поставленные задачи (опоздание на мероприятие) и прочие.
Инструкция по переходу на электронные трудовые
 
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2020.
Тамара Щербина, главный бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

2020 г. является переходным периодом для внедрения электронных трудовых книжек. В программе «1С» уже есть заявление о выборе порядка ведения учета сведений о трудовой деятельности и формы СЗВ-ТД и СТД-Р. Первый раз по форме СЗВ-ТД в 2020 г. отчитаться нужно будет 17 февраля за январь.

Шаг 1. Письменно уведомить сотрудников о новом порядке регистрации записей трудовой деятельности

Необходимо учитывать, что для уже работающих сотрудников порядок перехода на электронные трудовые книжки добровольный. В течение 2020 г. учреждение должно фиксировать записи и в бумажных, и в электронных трудовых книжках. Также сотрудникам рассылается уведомление, в котором доносится информация о новом формате ведения трудовой книжки в электронном виде и то, что должно быть предоставлено заявление до 31.12.2020 с просьбой с 01.01.2021 дальше вести бумажную трудовую книжку (ст. 66 ТК РФ), либо полностью перейти на цифровой формат (ст. 66.1 ТК РФ). При выборе первого варианта по сотруднику продолжат фиксировать данные о трудовой деятельности и в бумажном, и в электронном варианте и данное право сохранится за ним далее после увольнения и устройстве на новую работу. При выборе же второго варианта после наступления 2021 г. работнику будет выдана бумажная трудовая книжка с отметкой о ранее направленном заявлении.

16 декабря 2019 г. Президентом РФ В. Путиным был подписан закон № 439-ФЗ, который стал правовой базой для внедрения электронных трудовых книжек. Данный нормативный акт вносит изменения в ТК РФ и содержит мероприятия, которые должен выполнить работодатель для реализации прописанных изменений.

Для сотрудников, которые в 2021 г. впервые заключат трудовой договор, сведения о трудовой деятельности будут фиксироваться только в электронном виде.

Ознакомиться с электронными данными своей трудовой книжки можно в личном кабинете ПФР либо на портале государственных услуг. В ней будут отражаться данные, идентичные бумажному варианту (Ф.И.О., дата рождения, должность, профессия, квалификация, место работы и т.д.) за исключением информации об образовании и поощрениях.


Шаг 2. Внести изменения в локальные нормативные акты, коллективные и трудовые договоры

Первоначально необходимо провести ревизию внутренних документов, локальных нормативных актов, договоров, в которых фигурирует информация о трудовых книжках – их необходимо актуализировать и прописать, что данные трудовых принимаются теперь и в электронном, и в бумажном варианте. Особое внимание следует уделить правилам внутреннего трудового распорядка – необходимо изменить условие о документах, предоставляемых сотрудником при приеме на работу. Теперь потенциальный работник может не только принести трудовую книжку, но и предоставить сведения о трудовой деятельности, полученные из ПФР или предыдущего работодателя.


Шаг 3. Актуализации версии используемого программного обеспечения для обмена с ПФР

В связи с изменениями, которые вступили в силу в соответствии с приказом №439-ФЗ от 16.12.2019 для предоставления информации о персонифицированном учете была реализована форма СЗВ-ТД (Приказ Минфина РФ №436-ФЗ от 16.12.2019). С 1 января 2020 г. учреждение должно не позднее 15 числа каждого месяца, следующим за отчетным, направлять в ПФР сведения о приемах на работу, увольнениях, заявлениях в отношении ведения трудовой книжки, а также обращениях сотрудников для предоставления сведений о трудовой деятельности. С 2021 г. порядок должен немного измениться – форму, содержащую сведения о приеме на работу или увольнении, нужно будет направить не позднее рабочего дня, следующего за датой издания приказа. Все остальные кадровые изменения направляются том же порядке – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Если дата отчета приходится на выходной день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ выполняется перенос указанного срока с выходного на ближайший рабочий день. Первый раз по форме СЗВ-ТД в 2020 г. отчитаться нужно будет 17 февраля за январь.

Также на стадии согласования находится проект приказа, который утвердит еще две формы:
• СТД-Р «Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем»;
• СТД-ПФР «Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов ПФР».


Заявление о выборе порядка учета и новые формы в «1С»

Для своевременной сдачи отчетных форм учреждению рекомендуется уже сейчас актуализировать программное обеспечение, через которое осуществляется обмен с ПФР. В программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8», ред. 3.1., начиная с релиза 3.1.12.110 появилась возможность формирования заявления о выборе порядка ведения учета сведений о трудовой деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ, а на релизе 3.1.12.113 были реализованы форма СЗВ-ТД, предусмотренная изменениями в федеральном законе о персонифицированном учете ПФ РФ, а также форма СТД-Р, выдаваемая на руки сотрудникам, перешедшим на электронные трудовые книжки, предусмотренная изменениями в ТК РФ.
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. Оформление внутриведомственных расчетов
 

Бухгалтеры бюджетных учреждений в своей работе иногда сталкиваются с операциями по внутриведомственным расчетам. Рассмотрим отражение наиболее распространенных операций, связанных с внутриведомственными расчетами, и как избежать ошибок при отражении таких операций.

Как оформляются внутриведомственные расчеты

Внутриведомственными расчетами считаются операции по передаче расчетов, активов и обязательств между учреждениями, относящихся подведомственно к одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств либо расчетов текущего финансового года между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами).

Для оформления операций при передаче (получении) предназначено Извещение (ф. 0504805), которое оформляется в двух экземплярах передающей стороной, подписывается (подтверждается) принимающей стороной с возвратом одного из подписанных экземпляров передающей стороне. При передаче нефинансовых активов документы по их поступлению и выбытию Извещение не заменяет, а составляется дополнительно.

Для отражения внутриведомственных расчетов предусмотрены следующие аналитические счета:

· 304.04.100 «Внутриведомственные расчеты по доходам»;

· 304.04.200 «Внутриведомственные расчеты по расходам»;

· 304.04.300 «Внутриведомственные расчеты по поступлению нефинансовых активов»;

· 304.04.400 «Внутриведомственные расчеты по выбытию нефинансовых активов»;

· 304.04.500 «Внутриведомственные расчеты по поступлению финансовых активов»;

· 304.04.600 «Внутриведомственные расчеты по выбытию финансовых активов»;

· 304.04.700 «Внутриведомственные расчеты по увеличению обязательств»;

· 304.04.800 «Внутриведомственные расчеты по уменьшению обязательств».

Также для реализации приказа Минфина РФ № 274н от 30.12.2017 «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» в разрезе исправления ошибок по консолидируемым расчетам были добавлены следующие счета:

· 304.84.000 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному»;

· 304.94.000 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет».

Безвозмездная передача активов и обязательств внутри ведомства

Корреспонденции, которые необходимо отразить в учете казенного учреждения, – принимающей стороны, закреплены пп. 109 и110 Инструкции 162н.

В учете передающей стороны отражаются операции с обратной корреспонденцией счетов.

При передаче объектов основных средств следует обратить внимание на то, что вне зависимости от даты выбытия актива в учете передающей стороны сумма ежемесячной амортизации начисляется полностью за месяц, в котором состоялась передача. Принимающая же сторона в соответствии с приказом Минфина РФ №257н от 31.12.2016 «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» начинает начислять амортизацию начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Централизованная поставка

Это отдельный вид расчетов, присущий казенным учреждениям. В централизованном поступлении материальных ценностей участвуют:

· поставщик – организация, поставляющая материальные ценности;

· заказчик – учреждение, наделенное полномочиями по заключению государственного контракта на централизованную поставку материальных ценностей;

· грузополучатель – учреждение, которому поставляются материальные ценности.

В осуществлении денежных расчетов фигурируют только поставщик и заказчик. Для оформления данных взаиморасчетов используется Извещение, составляемое в двух экземплярах. Последовательность оформления извещения должна быть прописана в учетной политике учреждения – заказчика:

1. Если извещение формируется заказчиком при направлении грузоотправителем получателю активов, последний при оприходовании должен осуществить внутренний контроль поступивших материальных ценностей с последующим уведомлением заказчика через направление второго экземпляра извещения.

2. Если извещение формируется грузополучателем активов, то оба экземпляра после получения материальных ценностей направляются заказчику. Тот в свою очередь заполняет свою часть извещения и возвращает один экземпляр получателю.


В случае, если грузополучателю поступили материальные ценности до момента получения извещения, то данные активы отражаются на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». После получения извещения как подтверждения централизованной закупки заказчиком активы приходуются на баланс, а счет 22 закрывается. При этом пользование имуществом до получения подтверждающих документов разрешается только при наличии разрешения от уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств (п.375 Инструкции 157н).

Закрытие счета 304.04.000 происходит в конце года в корреспонденции со счетом 401.30.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». При этом, закрытию подлежат только завершенные внутриведомственные расчеты, поэтому в соответствии с п.18 Инструкции 191н остаток по счету 304.04.000 является допустимым.

Изменено: Ольга Кон - 29.08.2019 11:37:27
Учет объектов аренды по новому стандарту
 


Среди стандартов 2018 г. больше всего вопросов вызывает СГС «Аренда». Методические рекомендации по использовании в бухучете данного стандарта приведены Письмом Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464. Рассмотрим операции по учету аренды со сторон арендатора и арендодателя.



            Когда применять СГС «Аренда»



Передачу прав пользования материальных ценностей по договорам можно разделить на два типа:



●        аренда;



●        безвозмездное пользование.



            Использовать СГС «Аренда» (далее -Стандарт) следует в том случае, если обязательства по содержанию имущества возлагаются на пользователя имуществом, а также пользователь выполняет другие условия, предусмотренные договором. Фактически пользователь исполняет обязанность содержания имущества, когда заключает договоры или контракты с организациями на содержание имущества и, соответственно, несет расходы самостоятельно без участия арендодателя, и когда возмещает передающей стороне расходы на содержание имущества.



            Случаи, когда Стандарт не применяется:



1.       В соответствии с п. 10 Стандарта – при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения возложенных полномочий.



2.       В случае, если учреждение передает объект НФА другому учреждению, но обязанность по его содержанию остается у передающей стороны. Передача в пользования таких объектов отражается в порядке, действовавшем до применения СГС «Аренда», а именно, передающая сторона отражает перемещение на балансе учреждения по счету 101 00 «Основные средства» и одновременное на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»; принимающая сторона отражает на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».



3.       При представлении участков недр – в целях геологического изучения недр, разведки и (или) добычи полезных ископаемых; биологических активов – во временное владение и пользование или во временное пользование; материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в части принятия на учет нематериальных активов) – во временное пользование.



Операционная и финансовая аренда



            Стандартом предусмотрено два вида аренды: операционная и финансовая (неоперационная). К какому из видов аренды относится объект учета следует определять бухгалтеру на основании профессионального суждения. Классификация объекта будет зависеть от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта, соблюдения иных условий, предусмотренных пп. 12 – 16 СГС «Аренда».



            Анализ признаков операционной и финансовой аренды показывает, что в большинстве случаев у учреждений возникают объекты операционной аренды. К финансовой аренде чаще всего относится передача основных средств в лизинг.



            Рассмотрим операции, которые следует отразить арендатору (казенному учреждению) в учете при передаче объекта НФА в пользование по операционной аренде:



1. В учете передающей стороны следует отразить на дату классификации объекта операции по перемещению объекта по 101.00 счету «Основные средства», одновременно по забалансовому счету 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»: следует перейти в раздел главного меню «Основные средства» – «Прочие операции» – документ «Передача НФА в (возврат из) безвозмездное (возмездное) пользование» с видом операции «Передача в аренду основных средств».



Дт 1 101 12 310 (аналитика – МОЛ арендатора) Кт 101 12 310 (аналитика – МОЛ арендодателя) – внутреннее перемещение ос;



Дт 25 – отражение объекта учета аренды за арендатором.



В случае передачи части здания в аренду внутреннее перемещение по счету 101 00 «Основные средства» делать нет необходимости, следует произвести проводку по Дт 25 счета документом «Операция (бухгалтерская)».



2. Следует отразить признание предстоящих доходов от предоставления имущества в аренду за весь срок действия договора: следует перейти в раздел главного меню «Расчеты» – «Аренда» – документ «Начисление доходов будущих периодов (Арендодатель)» с видом операции «Передача имущества в аренду».



Дт 1 205 21 560 - Кт 1 401 40 121 – признаны предстоящие доходы от предоставления имущества в аренду в сумме арендных платежей за весь срок пользования объектом учета аренды согласно договору.



В учете подлежат отражению прогнозные назначения по доходам от аренды: следует перейти в раздел главного меню «Санкционирование» – «План ФХД (Прогноз доходов)» – документ «Плановые назначения». В документе следует после создания «Плана поступлений (выбытий)» по КФО 1 установить флажок «Формировать проводки по сметным назначениям (КФО = 1)».



Дт 1 507 10 121 - Кт 1 504 11 121 – отражены прогнозные назначения в сумме обязательств арендатора, подлежащих исполнению в текущем году.



В случае заключения договора аренды с датой окончания следующего года следует принять прогнозные назначения на год, следующий за текущем:



Дт 1 507 20 121 - Кт 1 504 21 121.



4.       В учете арендодателя подлежат признанию доходы по аренде доходами текущего финансового года в сумме арендного ежемесячного (ежеквартального) платежа: следует перейти в раздел главного меню «Расчеты» – «Аренда» – документ «Списание доходов будущих периодов». Документ заполняется автоматически по кнопке «Заполнить» признаваемыми доходами будущих периодов по услугам аренды в разрезе номенклатуры услуг и договоров.



5. У арендатора может возникнуть обязанность уплачивать условные арендные платежи арендодателю согласно заключенному договору. Под условными арендными платежами считаются суммы компенсации коммунальных, эксплуатационных расходов, которые уплачиваются арендатором сверх арендной платы, и определяются в ходе исполнения договора. Расходы по содержанию имущества арендодателем следует отразить через раздел главного меню «Расчеты» – «Расчеты с контрагентами» – документ «Услуги сторонних организаций».



По факту предъявления арендатору требований о возмещении затрат на содержание переданного имущества отражаются операции через раздел главного меню «Расчеты» – «Расчеты с контрагентами» – документ «Акт об оказании услуг»; или же раздел «Бухгалтерский учет» – «Операция (бухгалтерская)».



Дт 1 205 35 560 - Кт 1 401 10 135 - признание доходов по условным арендным платежам по факту предъявления арендатору.



6. В случае досрочного прекращения договорных отношений следует отразить операцию прекращения договора аренды.



Возвращение арендатором объекта основных средств:



Дт 1 101 3Х 310 (аналитика – МОЛ арендодателя) - Кт 1 101 3Х 310(аналитика – МОЛ арендатора)



Кт 25



Сторнирование остатка предстоящих доходов в уменьшение дебиторской задолженности по арендным платежам:



Дт 1 205 21 560 – Кт 1 401 40 121



Уменьшение плановых (прогнозных) назначений по доходам от операционной аренды в размере неполученного дохода:



Дт 1 504 Х0 121 – Кт 1 507 Х0 121



Операции в учете арендатора КУ



1. Объект учета операционной аренды – право пользования активом учитывается принимающей стороной в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета на счете 111 40 согласно п. 151.1 Инструкции № 157н. Исходя из п. 2 Инструкции № 162н в разрядах 5 – 17 номера счета 111 40 отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств.



Принятие к учету права пользования активом по договору операционной аренды следует отразить в раздел главного меню «Расчеты» – «Аренда» – документ «Принятие к учету прав пользования ОС, НПА (Арендатор)» с видом операции «Поступление в аренду».



Дт 1 111 42 350 - Кт 1 302 24 730 – принятие к учету права пользования активом



В документе графа «Сумма» - это суммарная стоимость арендных платежей с учетом НДС по строке. Рассчитывается автоматически, может быть скорректирована вручную. Так как по обычному договору аренды справедливая стоимость арендных платежей совпадает с суммой арендных платежей по договору, в строке «Сумма по договору» указывается цена и сумма арендных платежей по договору аренды, которую должен будет заплатить арендатор за весь срок пользования объектом учета аренды.



Графа «Отложенные доходы» отражает сумму отложенных доходов от получения права пользования активом – рассчитывается автоматически как разница между справедливой стоимостью арендных платежей и суммой арендных платежей по договору.



На вкладке документа «Амортизация» следует указать способ признания расходов: «по месяцам» – сумма амортизации рассчитывается равномерно по месяцам; «по календарным дням» – сумма амортизации рассчитывается равномерно по календарным дням; «в особом порядке» – сумма амортизации в текущем месяце не рассчитывается автоматически, ее нужно указывать вручную в регламентном документе «Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА».



2. Также с документом принятия прав пользования следует отразить принятие к учету принятых бюджетных обязательств перед арендодателем в размере арендных платежей, предусмотренных договором:



Дт 1 501 13 224 - Кт 1 502 11 224
– принятое бюджетное обязательство.



3. Ежемесячно для начисления амортизации по объектам учета аренды следует ввести в разделе главного меню «Расчеты» – «Аренда» – документ «Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА». Табличная часть документа заполняется автоматически по кнопке «Заполнить». Заполнение реализовано по остаткам на счетах учета прав пользования активами (111.40) и доходов будущих периодов (401.40).



Дт 1 401 20 224 - Кт 1 104 42 450 – начисление амортизация права пользования активом.



4. На дату прекращения договорных отношений по завершении срока пользования следует в разделе главного меню «Бухгалтерский учет» – документ «Операция бухгалтерская» следует отразить операцию:



Дт 1 104 4Х 450 – Кт 1 111 4Х 450
– уменьшение балансовой стоимости права пользования активом на сумму начисленной амортизации.



В случае досрочного прекращения операционной аренды следует отразить следующе операции:



Дт 1 104 4Х 450 – Кт 1 111 4Х 450
– списание начисленной амортизация;



Дт 1 111 4Х 450 – Кт 1 302 24 730 – уменьшение способом «красное сторно» остаточной стоимости права пользования активом.









Страницы: 1

Как успеть на работе и дома: сдать вовремя отчет, приготовить вкусный ужин и украсить свой дом?

Давайте делиться своими секретами досуга, дорогие наши коллеги, в новой рубрике «Потехе час».

Автором может быть каждый.