Письмо Минфина РФ от 12 октября 2010 г. № 03-07-11/404
Вопрос: В собственности организации находится часть здания. Помещения не используются как жилые. В соответствии с техническим паспортом на здание (строение) его функциональное назначение - нежилое, квартир нет.
01.12.2009 между организацией и управляющей организацией был заключен договор на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, в соответствии с которым управляющая организация обязалась оказывать в том числе и услуги по отоплению.
Начиная со II квартала 2010 г. управляющая организация в отношении услуг по отоплению прекратила выставлять в адрес организации счета-фактуры, при этом сумма НДС ею включалась в стоимость этих услуг. Свои действия управляющая организация объясняла изменениями, внесенными Федеральным "законом" от 28.11.2009 N 287-ФЗ в "п. 3 ст. 149" НК РФ, касающимися освобождения от налогообложения НДС отдельных хозяйственных операций в отношении реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Есть ли правомерные основания у управляющей организации выставлять организации счета-фактуры на услуги по отоплению без указания НДС?
Правомерно ли управляющая организация увеличивает стоимость предоставляемых услуг по отоплению на сумму НДС, уплаченного поставщикам?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по отоплению, оказываемых юридическому лицу - собственнику части нежилого административного здания, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
С 1 января 2010 г. в соответствии с "пп. 29 п. 3 ст. 149" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Как следует из "ст. ст. 155", "161" - "163" Жилищного кодекса Российской Федерации, организация признается управляющей организацией при осуществлении управления многоквартирным домом по договору управления многоквартирным домом. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижений целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, в отношении нежилых административных зданий норма вышеназванного "пп. 29 п. 3 ст. 149" Кодекса не применяется. В связи с этим услуги по отоплению, оказываемые юридическому лицу, являющемуся собственником части нежилого административного здания, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин