Письмо Минфина РФ от 12 октября 2010 г. № 03-05-05-02/75

Вопрос: ФГУП является фактическим землепользователем земельных участков, которые находятся под объектами недвижимости, переданными предприятию в хозяйственное ведение.

Указанные земельные участки не могут принадлежать предприятию на праве собственности, так как в силу "п. 2 ст. 113" ГК РФ, "п. 1 ст. 2" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ имущество государственных унитарных предприятий находится в государственной собственности и принадлежит им на праве хозяйственного ведения. Следовательно, земельные участки под указанными объектами недвижимости являются федеральной (до разграничения прав - муниципальной) собственностью.

Часть земельных участков принадлежит предприятию на праве бессрочного пользования, которое перешло к нему в порядке правопреемства во время реорганизации путем присоединения федеральных государственных унитарных предприятий. В соответствии с Федеральным "законом" от 25.10.2001 N 137-ФЗ предприятие обязано переоформить право бессрочного пользования на такие земельные участки на право аренды до 01.01.2012.

Остальная, большая часть земельных участков, на праве постоянного (бессрочного) пользования предприятию не принадлежит. При этом в соответствии со "ст. 20" Земельного кодекса РФ единственно возможной формой землепользования для государственных унитарных предприятий является аренда земли.

Согласно "п. 1 ст. 388" НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

По мнению предприятия, в силу данной "нормы" ФГУП в лице своих обособленных подразделений (филиалов) признается плательщиком земельного налога только по тем земельным участкам, в отношении которых у предприятия имеются права постоянного (бессрочного) пользования и только до момента переоформления указанных прав в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным "законом" N 137-ФЗ.

Учитывая изложенное, правомерно ли считать, что ФГУП не может быть признано плательщиком земельного налога по земельным участкам, на которые у него отсутствуют права бессрочного пользования?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФГУП и сообщает, что в соответствии с "Регламентом" Минфина России, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что на основании "ст. 388" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В соответствии с "п. 1 ст. 131" Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Данная правовая позиция находит отражение в "п. 1" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.

Также обращаем внимание, что согласно "п. 3 ст. 391" Кодекса налогоплательщики-организации для исчисления земельного налога самостоятельно определяют налоговую базу по данному налогу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.Разгулин

Возврат к списку

Реклама