Письмо ФСС России от 14 декабря 2010 г. № 02-03-17/05-13765 «О направлении Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ»
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) доводит до сведения, что 8 декабря 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан Федеральный "закон" N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 343-ФЗ). Данный Федеральный "закон" вступит в законную силу с 1 января 2011 года.
Федеральным "законом" N 343-ФЗ внесены следующие существенные изменения в Федеральный "закон" от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
1. В соответствии с "пунктом 1 части 2 статьи 3" Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в редакции Федерального "закона" N 343-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ) увеличен с двух до трех дней период выплаты за счет средств страхователя пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения. В настоящее время работодатель оплачивает первые 2 дня временной нетрудоспособности.
2. Изменен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособия). При этом изменения коснулись не только расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, но и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.
Так, согласно "части 1 статьи 14" Закона N 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Обращаем внимание, что средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу "части 2 статьи 13" Закона N 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности).
Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, "Законом" N 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
3. Изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:
1) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:
- пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя);
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;
2) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица;
3) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:
- либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (см. "пункт 1");
- либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. "пункт 2").
4. "Частью 1.1 статьи 14" Закона N 255-ФЗ предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая в случаях:
- если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;
- если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
При этом следует иметь в виду, что если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
5. Согласно "части 2 статьи 14" Закона N 255-ФЗ с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд).
Вместе с тем указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным "законом" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, - за период до 1 января 2011 года, предельная величина базы составляет 415 000 рублей за каждый календарный год ("статья 2" Федерального закона N 343-ФЗ).
При этом норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая на 365 (а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком - норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая на 12) с 2011 года отменена.
Обращаем также внимание, что со следующего года средний дневной заработок застрахованного лица будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 ("часть 3 статьи 14" Закона N 255-ФЗ). То есть, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий.
6. "Законом" N 255-ФЗ установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц.
В частности, с 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы ("пункт 3 части 2 статьи 4.1" Закона N 255-ФЗ). Форма и порядок выдачи указанной справки будут утверждены Минздравсоцразвития России.
При этом за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в новой "статье 15.1" Закона N 255-ФЗ.
За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы Фонда в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий ("пункт 4 части 1 статьи 4.1" Закона N 255-ФЗ). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития России.
В свою очередь застрахованное лицо вправе получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий ("пункт 2 части 1 статьи 4.3" Закона N 255-ФЗ). Однако для застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия ("часть 4 статьи 15" Закона N 255-ФЗ).
7. Федеральным "законом" N 343-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам "Закона" N 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с "Законом" N 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам "Закона" N 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года ("статья 3" Федерального закона N 343-ФЗ).
Кроме того, "Законом" N 255-ФЗ конкретизированы нормы, регулирующие вопросы выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период простоя ("часть 7 статьи 7", "пункт 5 части 1 статьи 9"), устанавливающие перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий ("части 5", "5.1", "6", "7.1 статьи 13").
В соответствии с пунктом 5 Приказа Фонда от 14 декабря 2010 года N 269 "Об организации работы по реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" управляющим региональными отделениями Фонда необходимо провести организационные мероприятия с работниками региональных отделений Фонда и их филиалов, а также со страхователями по применению новых норм, установленных федеральным законом, регулирующих порядок исчисления и выплаты с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обеспечить проведение разъяснительной работы в связи с реализацией Федерального "закона" N 343-ФЗ.
Первый заместитель
председателя Фонда
Л.Н.Рау