ПИСЬМО Минфина от 6 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/14453@
Вопрос: О правомерности учета в целях налога на прибыль затрат на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а также выплат компенсационного характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, установленных работодателем в локальном нормативном акте (коллективном договоре, трудовом договоре) по результатам аттестации рабочих мест; об отсутствии оснований для налогообложения НДФЛ компенсационных выплат, выплачиваемых работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение ООО «Энергоремонт» от 29.07.2011 N б/н о порядке учета в целях налогообложения прибыли затрат по аттестации рабочих мест, а также обложения налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, сообщает следующее.
1. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Таким образом, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть включены затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
2. Статьей 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В силу ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Из приведенных положений следует, что по результатам аттестации рабочих мест оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере. При этом размер повышения оплаты труда устанавливается в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре.
В соответствии с пп. 3 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, могут быть включены выплаты компенсационного характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, установленные работодателем в локальном нормативном акте (коллективном договоре, трудовом договоре) по результатам аттестации рабочих мест.
3. Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в ст. 217 Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением трудовых обязанностей, а также с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Статьей 219 ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.).
Таким образом, выплачиваемые работодателем компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, на основании п. 3 ст. 217 Кодекса, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Советник государственной гражданской службы РФ
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ