письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. № 02-06-07/4358

Финансовые органы

субъектов Российской Федерации

Органы управления государственными

внебюджетными фондами

Главные администраторы средств

федерального бюджета

О применении ОКАТО

на переходный период

в целях обеспечения корректного

перехода на ОКТМО

В связи с поступающими обращениями субъектов Российской Федерации о порядке использования при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (далее — ОКАТО) и переходе к применению Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее — ОКТМО), Министерство финансов Российской Федерации сообщает.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение общероссийских классификаторов при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией является обязательным.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» (далее — постановление № 677) федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку, ведение и применение ОКАТО и ОКТМО, является Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

При этом принятие и введение в действие изменений в ОКАТО и ОКТМО, проекты которых разработаны и представлены Росстатом, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Объектами ОКАТО являются субъекты Российской Федерации и входящие в их состав административные районы, города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения, поселки городского типа, сельские округа (сельсоветы, волости и другое), а также сельские населенные пункты (поселки сельского типа, села, станицы, деревни, хутора и другое), предназначенные для организации деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, состав которых регламентирован «Положением о порядке решения вопросов административно — территориального устройства РСФСР», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г., продолжающим действовать в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 18 декабря 1997 г. 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (с изменениями).

Подпунктом «л» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы установления и изменения административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для классификации и кодирования другого типа объектов — муниципальных образований, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и предназначенных для организации деятельности органов местного самоуправления, Росстатом в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2005 года № 1301-р разработан Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО).

ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований. Росстатом ОКТМО используется для разработки статистических показателей в разрезе муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, объекты ОКАТО и ОКТМО различаются между собой по своему составу и содержанию и используются в каждом случае для решения определенных для них задач.

В настоящее время в целях обособления различных бюджетов публично-правовых образований Российской Федерации применение ОКАТО при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является обязательным и используется:

— плательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при формировании платежных (платежно-расчетных) документов;

— Органами Федерального казначейства при распределении средств, поступающих от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов при их администрировании;

— Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) при формировании, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетной отчетности по исполнению соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации;

— Министерством финансов Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации и соответствующими федеральными государственными органами (государственными органами субъектов Российской Федерации) при осуществлении функций по контролю за целевым использованием средств, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов (предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации).

При этом действующие нормативные правовые акты, в том числе регулирующие порядок осуществления операций с безналичными средствами в Российской Федерации, не предусматривают использование вместо кодов ОКАТО кодов ОКТМО, а также использование двух общероссийских классификаторов (ОКАТО и ОКТМО) одновременно.

Изменения в ОКАТО, вводимые Федеральной службой государственной статистики и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в свете разработки ОКТМО (в том числе с датой введения в действие в середине текущего финансового года) на основании законодательных актов субъектов Российской Федерации об изменении их административно-территориального устройства не могут учитывать особенностей бюджетного процесса и, как следствие, не могут быть применены участниками бюджетного процесса при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона от 25.11.2008г. № 222-ФЗ, устанавливающего необходимость перечисления в законах субъектов Российской Федерации населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований, а также в рамках Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2006 № 595, в 2011 году Росстатом осуществляется разработка новой версии ОКТМО, предусматривающей идентификацию населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований, кодами ОКТМО, что в дальнейшем позволит использовать эти коды взамен кодов ОКАТО населенных пунктов, а том числе в бюджетном процессе (для целей сбора, распределения налогов и формирования бюджетов муниципальных образований).

Поскольку в основе организации бюджетного процесса положено деление в разрезе публично-правовых образований (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) Министерство финансов Российской Федерации полагает наиболее целесообразным при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации применение одного классификатора, наиболее отвечающего требованиям бюджетного процесса — ОКТМО в актуализированной версии.

Вместе с тем, в целях недопущения возникновения невыясненных поступлений по платежам в бюджеты муниципальных образований для перехода участниками бюджетного процесса с применения кодов ОКАТО на коды ОКТМО требуется переходный период, в течение которого необходимо проведение значительной подготовительной работы по внесению изменений в нормативные правовые (правовые) акты Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Центрального банка Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, а также других участников бюджетного процесса, предусматривающих применение ОКАТО, а также по разработке (доработке) программного обеспечения, обеспечивающих деятельность участников бюджетного процесса.

В связи со сложившейся ситуацией, в течение переходного периода до 1 января 2013 года (до перехода на применение в бюджетном процессе ОКТМО), в целях обеспечения исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, целесообразно использовать редакцию ОКАТО, действующую до внесения в неё изменений, связанных с обнулением значимых разрядов кодов, обозначающих сельсоветы (сельские населенные пункты).

Одновременно финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), главным администраторам бюджетных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органам управления государственными внебюджетными фондами необходимо обеспечить своевременное доведение до плательщиков налогов, сборов и иных платежей, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации, обязательных требований к порядку перечисления указанных денежных средств, в том числе, по правильному указанию в платежных документах кодов ОКАТО с учетом положений настоящего письма.

А.М. Лавров

Возврат к списку

Реклама