Письмо Федеральной налоговой службы от 21 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/15432@
«О разъяснении отдельных положений статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации»
В соответствии с поступающими запросами о порядке учета в целях налогообложения прибыли доходов, полученных муниципальными казенными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного им в оперативное управление, ФНС России сообщает следующее.
Подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 62 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам местных бюджетов.
Для решения вопроса об учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, и переданного муниципальному казенному учреждению в оперативное управление, необходимо определить признается ли сдача в аренду указанного имущества муниципальной услугой или нет.
ФНС России по согласованию с Минфином России сообщает следующее.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.10.2010 N СС-П16-7135 разработаны «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N
Рекомендациями определено, что основной целью вышеуказанного Федерального закона (далее — Закон N
В пункте 2 Рекомендаций «Государственные (муниципальные) услуги» указано, что в связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий в рамках Рекомендаций целесообразно «разделить» понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N
Закон N
Положения Закона N
Услуги, оказываемые учреждениями в соответствии с Законом N
Рекомендациями установлено, что первый шаг в реализации положений Закона N
Пунктом 10.1 Рекомендаций определено, что формирование перечня услуг является базовым условием реализации положений Закона N
В перечни услуг рекомендуется включать показатели объема и качества услуг, категории потребителей, группы учреждений, оказывающих соответствующие услуги (выполняющих работы).
Рекомендациями предлагается следующее определение «услуг» и «работ»:
Услуга — это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица — получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа — это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Более того, в Приложении N 4 к Рекомендациям представлены отраслевые рекомендованные перечни услуг, разработанные соответствующими федеральными органами исполнительной власти для использования органами власти. По сути, это реализация образовательных, медицинских и т.п. программ, оказание медицинской, социальной, консультационной и иной помощи, другие подобные мероприятия.
Таким образом, нормы подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, следуя Рекомендациям, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг.
В этой связи сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается государственными (муниципальными) услугой, а является деятельностью, приносящей доход, который подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Указанное письмо следует довести до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров