Письмо Минфина России от 29.07.11 № 03−02−07/1−267
Вопрос:
ООО находится в процессе ликвидации. Все бухгалтерские и учредительные документы передаются ликвидационной комиссии.
В течение какого времени ФНС России и государственные фонды могут проводить документальные проверки после ликвидации юридического лица или прекращения деятельности юридического лица при реорганизации?
Какие именно и сколько по времени нужно хранить документы после ликвидации юридического лица или прекращения деятельности юридического лица при реорганизации?
Ответ:
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в порядке, предусмотренном ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Согласно п. 2 ст. 50 Кодекса правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
Полагаем, что налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.
Пунктом 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, полагаем, что после внесения записи в единый государственный реестр налогоплательщиков о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить налоговую проверку такого юридического лица.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.
Кроме того, сообщаем, что Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125−ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.
Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин