Письмо Минфина от 11 октября 2011 г. № 03-02-08/109
Вопрос: В силу п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ возврат излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом НК РФ не устанавливает понятия письменного заявления и не налагает ограничения на способ его передачи.
Статья 11 НК РФ устанавливает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Федеральный закон от 02.05.2006 №
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона №
Распространяются ли понятия и требования Федерального закона №
Вправе ли индивидуальный предприниматель подать в налоговый орган заявление на зачет (возврат) излишне уплаченного налога по телекоммуникационным каналам связи?
Вправе ли организация подать в инспекцию заявление на зачет (возврат) излишне уплаченного налога по телекоммуникационным каналам связи?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о представлении индивидуальными предпринимателями и организациями по телекоммуникационным каналам связи заявлений о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных налогов и сообщается следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах только в связи с выполнением ими обязанностей соответственно налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (ст. 26 Кодекса).
Вами не представлены документы, подтверждающие полномочия представлять конкретную организацию.
Вместе с тем сообщается, что в соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Кодексом предусмотрены специальные положения о направлении в налоговые органы документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Документы в электронном виде, заверенные электронной подписью, представляются в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи по форматам и в порядке, установленным соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. п. 4 и 6 ст. 78 Кодекса зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Указанной статьей не предусмотрено представление налогоплательщиком в налоговый орган заявления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Для обеспечения правового регулирования порядка представления налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в налоговый орган заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога, сбора в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи требуется внесение соответствующих изменений в ст. 78 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН