Письмо Минфина России от 1 ноября 2011 г. № 03-07-08/302

Вопрос: Налогоплательщик в 2011 г. представляет в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. При этом причиной возникновения возмещения по декларации за налоговый период является заявленный вычет НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%, отраженный в разд. 4 налоговой декларации. В разд. 3 и разд. 6 налоговой декларации отражены суммы налога, подлежащие уплате в бюджет. Налогоплательщик представил одновременно с декларацией пакет документов, подтверждающих право применения нулевой ставки в соответствии со ст. 165 НК РФ.

Налоговый орган в рамках камеральной проверки указанной декларации по требованию о представлении документов запросил дополнительные документы, прямо не поименованные в НК РФ в качестве документов, дающих право на налоговый вычет (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ): регистры бухгалтерского учета с обязательным отображением всех уровней аналитического учета; договоры, заключенные с покупателями и поставщиками; счета-фактуры выданные (отраженные в книге продаж); выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам; бухгалтерскую отчетность; расшифровки отдельных строк декларации.

Вправе ли налогоплательщик отказаться от представления перечисленных выше дополнительных документов, не поименованных в НК РФ в качестве документов, дающих право на налоговый вычет по НДС? Какой перечень документов вправе запросить налоговый орган в рамках проведения камеральной проверки декларации по НДС в данном случае?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу истребования налоговым органом документов при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены суммы этого налога к возмещению, и сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 7 ст. 88 Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом.

Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 Кодекса.

Пунктом 8 ст. 88 Кодекса установлено, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренный ст. 172 Кодекса, не является закрытым, налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены суммы этого налога к возмещению, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. При этом на основании положений ст. 23 Кодекса налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа, в том числе в части представления документов, необходимых для контроля за исчислением и уплатой налога.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Возврат к списку

Реклама