Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минфина России от 22 марта 2012 г. № 03-05-06-04/44

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества.

В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения транспортным налогом признаются не только легковые и грузовые автомобили, но также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия.

Что касается установления в гл. 28 Кодекса в качестве налоговой базы показателя мощности двигателя транспортного средства, то он непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание и в отличие, например, от показателя массы транспортного средства наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.

В связи с этим полагаем, что установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (ст. ст. 1 и 3 Кодекса).

Одновременно сообщается, что вопрос о применении в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости (ст. 390 Кодекса), а по налогу на имущество физических лиц — инвентаризационной стоимости (ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц») был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 N 258-О и от 19.05.2009 N 1047-О-О). При этом каких-либо противоречий Конституции Российской Федерации не выявлено.

В соответствии со Страховыми тарифами по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структурой и порядком применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 (далее — страховые тарифы), страховая премия по договору ОСАГО учитывает ряд факторов, оказывающих существенное влияние на вероятность наступления страхового случая для отдельных категорий транспортных средств и назначений их использования. В частности, базовый страховой тариф по ОСАГО и коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности легкового автомобиля позволяют учесть характеристики транспортного средства, влияющие на вероятность наступления страхового случая и средний размер ущерба.

Таким образом, существующая система тарификации ОСАГО позволяет установить стоимость договора обязательного страхования для каждого владельца транспортного средства в соответствии с уровнем страхового риска.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

22.03.2012

Возврат к списку

Реклама