Письмо Минфина России от 29 марта 2012 г. № 03-07-11/92
В связи с письмом о разъяснении порядка применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при выполнении муниципального энергосервисного контракта, а также о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях стимулирования энергосервисной деятельности сообщаем следующее.
Как следует из указанного письма, налогоплательщик является исполнителем по муниципальному энергосервисному контракту, предметом которого является выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на объектах наружного освещения города. При этом оплата по контракту осуществляется администрацией города ежемесячно, исходя из фактической экономии энергетических ресурсов, в течение срока действия договора, составляющего 7 лет.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). В связи с этим работы, выполняемые исполнителями по муниципальным энергосервисным контрактам, подлежат налогообложению этим налогом.
Пунктом 1 ст. 154 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком работ определяется как стоимость этих работ, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 Кодекса без включения в них налога.
Согласно п. 1 ст. 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров (работ, услуг) или день их оплаты (частичной оплаты).
Учитывая изложенное, исполнителю работ по муниципальным энергосервисным контрактам следует определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость исходя из полной стоимости выполненных работ на день их выполнения и уплачивать налог в сроки, установленные ст. 174 Кодекса.
По налогу на прибыль организаций сообщаем.
В соответствии с п. 1 ст. 271 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). При этом п. 2 данной статьи Кодекса предусмотрено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Таким образом, налогоплательщик вправе учитывать доходы в виде оплаты по указанному энергосервисному контракту в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых они имели место в соответствии с условиями договора, то есть исходя из причитающихся к получению в отчетном (налоговом) периоде сумм оплаты, с учетом достигнутого уровня экономии энергетических ресурсов.
Что касается внесения изменений в Кодекс в целях стимулирования энергосервисной деятельности, то установление особого порядка применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций исполнителями по муниципальным энергосервисным контрактам не соответствует п. 1 ст. 3 Кодекса, согласно которому законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.03.2012