Письмо Минфина России от 6 апреля 2012 г. № 03-03-06/1/185
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций и налогом на добавленную стоимость и сообщает следующее.
Согласно ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Согласно п. 1 ст. 262 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2012) расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.
Перечень расходов, относящихся к расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в целях налогообложения прибыли организаций, установлен п. 2 ст. 262 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 262 НК РФ налогоплательщик вправе включать расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).
Особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки указаны в ст. 332.1 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 332.1 НК РФ налогоплательщик в аналитическом учете формирует сумму расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов.
Данные регистров налогового учета должны содержать информацию, указанную в перечне, установленном п. 2 ст. 332.1 НК РФ.
В части налога на добавленную стоимость сообщаем следующее.
Согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. При этом п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по нулевой ставке. Согласно данному порядку вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, производится на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.
Таким образом, в случае осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость как по ставкам 18 (10) процентов, так и по ставке 0 процентов, в целях соблюдения норм НК РФ налогоплательщик должен вести раздельный учет сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении таких операций. При этом в соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ порядок определения суммы налога на добавленную стоимость, относящейся к товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения.
Учитывая изложенное, положения пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 19.05.2011 N
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.04.2012