Письмо Минфина России от 11 апреля 2012 г. № 12-08-06/1616
Министерство финансов Российской Федерации в связи с вопросами, возникающими при реализации положений статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N
В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей содержание одного из принципов бюджетной системы Российской Федерации — принципа самостоятельности бюджетов, не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом данного положения законодательством Российской Федерации однозначно обозначен подход к порядку создания государственных (муниципальных) учреждений. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона N
— учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;
— учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации — субъект Российской Федерации;
— учредителем муниципального учреждения — муниципальное образование.
Основной перечень вопросов, находящихся в компетенции учредителя автономного учреждения любого уровня государственной власти или органа местного самоуправления, приведен в статье 9 Федерального закона N
Таким образом, в настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения. Так, в компетенцию учредителя входит:
— утверждение учреждению государственного (муниципального) задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью;
— принятие решения о создании или ликвидации филиалов учреждения, о его реорганизации, ликвидации, изменении типа;
— принятие решения об отнесении имущества учреждения к особо ценному движимому имуществу;
— принятие решения об одобрении сделок с имуществом учреждения;
— назначение руководителя учреждения и прекращение его полномочий;
— решение иных вопросов, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следует отметить, что, некоторые решения учредитель обязан доводить до учреждения в письменной форме в короткие сроки. При этом ни одним нормативным правовым актом Российской Федерации не предусмотрен порядок принятия совместного решения по указанным вопросам несколькими учредителями — публично-правовыми образованиями.
Учитывая изложенное, учредителями одного государственного (муниципального) учреждения не могут быть публично-правовые образования различных уровней, а также несколько публично-правовых образований одного уровня. Кроме этого, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации учредителями государственных (муниципальных) учреждений не вправе выступать юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности.
Вместе с тем необходимо учитывать, что реализацию функций и полномочий учредителя осуществляют соответствующие органы власти. При этом функции и полномочия учредителя федерального государственного учреждения могут быть распределены между несколькими органами государственной власти Российской Федерации, государственного учреждения субъекта Российской Федерации — между несколькими органами государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципального учреждения — между несколькими органами местной администрации.
Следует также иметь в виду, что статьей 68 Федерального закона от 06.10.2003 N
Таким образом, в случае если учредительные документы государственных (муниципальных) учреждений не соответствуют указанным положениям законодательства Российской Федерации, соответствующие изменения в них необходимо внести перед размещением информации о государственных (муниципальных) учреждениях на Официальном сайте.
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО