XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 2 апреля 2012 г. № Ф03-1023/2012

Резолютивная часть постановления от 28 марта 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Мильчиной И.А.

Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.

при участии:

от Сельскохозяйственного производственного кооператива «Алексеевка»: представитель не явился;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю: представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю

на решение от 05.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011

по делу N А51-13578/2011

Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куприянова Н.Н.; в суде апелляционной инстанции судьи Солохина Т.А., Сидорович Е.Л., Пяткова А.В.

по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива «Алексеевка»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю

о признании недействительным решения

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Алексеевка» (ОГРН 1022501181262, место нахождения: 692673, Приморский край, Ханкайский район, с. Алексеевка, ул. Центральная; далее — СХПК «Алексеевка», кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю (ОГРН 1047707030513, место нахождения: 692372, Приморский край, с. Черниговка, ул. Буденного, 20; далее — налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 01.07.2011 N 841 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) за непредставление в установленный срок налогового расчета по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2010 года.

Решением суда от 05.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение инспекции, как несоответствующее положениям главы 26.1 НК РФ, признано недействительным. При этом суды исходили из того, что кооператив является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, право на применение указанного специального режима налогообложения не утратил и в силу пункта 3 статьи 346.1 НК РФ у него отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций и расчетов по налогу на имущество организаций.

Не согласившись с указанными судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований кооператива. Доводы жалобы сводятся к тому, что суды неправильно применили нормы материального права, а именно статьи 346.2 и 346.3 НК РФ, а также не учли положения статьи 177 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и пришли к ошибочному выводу о сохранении за налогоплательщиком при отсутствии дохода от реализации сельскохозяйственной продукции права на применение специального режима налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога.

В отзыве на жалобу кооператив с позицией налогового органа не согласился, оспариваемые судебные акты считает законными, просил оставить их в силе и отказать в удовлетворении жалобы.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили, заявлены ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить принятые по делу судебные акты и оставить заявление кооператива без рассмотрения, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Приморского края от 24.09.2010 по делу N А51-3328/2010 СХПК «Алексеевка» признан банкротом, в отношении него введено конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утвержден Екидин Александр Александрович. Определениями Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2011, от 15.09.2011 срок конкурсного производства продлен до 15.09.2011, 15.03.2012 соответственно.

18.01.2011 конкурсным управляющим в налоговый орган было направлено письмо N 76 об открытии в отношении кооператива конкурсного производства, а также о предоставлении ему уведомления о возможности применения ЕСХН.

Уведомлением от 20.01.2011 N 04-08 инспекция сообщила кооперативу о возможности применения с 01.01.2004 системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. 21.03.2011 налогоплательщик представил в инспекцию налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2010 год, согласно которой сумма дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составила 0 руб.

Посчитав, что при отсутствии дохода от указанной деятельности, налогоплательщик утратил право на применение единого сельскохозяйственного налога, налоговый орган вынес предписание от 31.03.2011 о представлении в инспекцию налоговой отчетности по общему режиму налогообложения.

26.05.2011 СХПК «Алексеевка» представил налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2010 года и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2010 год.

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки вышеуказанных документов в отношении кооператива был составлен акт от 30.05.2011 N 890 об обнаружении фактов налоговых правонарушений и принято решение N 841 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление в установленный срок налогового расчета по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2010 года.

Не согласившись с решением инспекции, кооператив обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Приморского края.

Как следует из материалов дела вышеуказанное решение заявителем в вышестоящий налоговый орган не обжаловалось, а было оспорено в арбитражный суд.

Из положений статьи 100.1 НК РФ следует, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Порядок обжалования решений налоговых органов по результатам налоговых проверок регламентирован статьей 101.2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 и пунктом 1 статьи 138 НК РФ решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган.

Указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок.

Согласно пункту 8 статьи 101.4 НК РФ по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 названной статьи: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Решения, принятые как по результатам налоговых проверок на основании статьи 101 НК РФ, так и по результатам иных мероприятий налогового контроля в соответствии со статьей 101.4 НК РФ, в системе правоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами при осуществлении последними мероприятий налогового контроля имеют равное значение. В этой связи, учитывая цели введения обязательной досудебной процедуры обжалования решений налоговых органов в административном порядке, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что указанный досудебный порядок подлежал соблюдению и в рассматриваемом случае.

Установленный названными выше нормами Налогового кодекса Российской Федерации досудебный порядок предполагает возможность урегулирования спорных вопросов непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом без обращения в суд. Соблюдение указанной процедуры обеспечивается тем, что в абзаце 4 пункта 2 статьи 139 Кодекса предусмотрено право заинтересованного лица на подачу в вышестоящий орган жалобы на вступившее в силу решение инспекции в пределах годичного срока со дня его принятия.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

На основании изложенного, у суда при указанных выше обстоятельствах отсутствовали правовые основания для рассмотрения настоящего заявления по существу.

Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявление кооператива о признании недействительным решения инспекции от 01.07.2011 N 841 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогового расчета по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2010 года — оставлению без рассмотрения.

В соответствии с частью 3 статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставление заявления без рассмотрения не лишает заявителя права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Уплаченная кооперативом при подаче заявления в арбитражный суд государственная пошлина в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета. Поскольку суд кассационной инстанции не располагает сведениями об исполнении решения о взыскании с инспекции в пользу кооператива расходов по уплате государственной пошлины, то суду первой инстанции на основании статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо разрешить вопрос о повороте исполнения данного судебного акта.

Руководствуясь статьями 284, 286 — 289, 104, 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 05.10.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 по делу N А51-13578/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить.

Заявление сельскохозяйственного производственного кооператива «Алексеевка» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю от 01.07.2011 N 841 оставить без рассмотрения.

Возвратить Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Алексеевка» из федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную при подаче заявления в арбитражный суд.

Арбитражному суду Приморского края выдать справку на возврат государственной пошлины и в соответствии со статьями 325- 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести поворот исполнения судебного решения в части взыскания с налогового органа государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

И.А.Мильчина

Судьи

И.С.Панченко

О.Н.Трофимова

Возврат к списку

Реклама