Письмо Минфина России от 20 апреля 2012 г. № 03-07-11/121
В связи с письмом о применении налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, получаемых некоммерческой организацией от коммерческой организации на осуществление уставной деятельности, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг, имущественных прав), за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса, признаются внереализационными доходами.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены ст. 251 Кодекса, и их перечень является исчерпывающим.
Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в п. 2 ст. 251 Кодекса. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Так, пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что к целевым поступлениям относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Статьей 582 ГК РФ установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено использованием жертвователем этого имущества по определенному назначению. При этом назначение использования имущества, обусловленное жертвователем, должно отвечать критерию направленности на достижение общеполезной цели, необходимому для признания имущества пожертвованием в смысле, придаваемом ГК РФ.
На основании ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N
Согласно ст. 8 Закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Статьей 31 Закона определено, что имущество общественного объединения формируется в том числе на основе вступительных взносов и пожертвований.
К расходам на ведение уставной деятельности относятся расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе общественного объединения в качестве цели и предмета ее деятельности.
Таким образом, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению налогом на прибыль организаций, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений.
В иных случаях поступления в пользу общественной организации учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве безвозмездно полученного имущества в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 Кодекса.
Что касается налога на добавленную стоимость, то на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.04.2012