25 апреля 2024 года

Письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-03-06/4/31

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

По вопросу N 1 обращения.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) для физических лиц — медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Федеральный закон N 193-ФЗ), особенности налогообложения в части осуществления медиативных услуг не предусмотрены.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исходя из изложенного реализация услуг организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, будет подлежать обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Доходы, получаемые организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, подлежат обложению налогом на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в целях гл. 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ. При определении налоговой базы не учитываются доходы, закрытый перечень которых приведен в ст. 251 НК РФ.

Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

По вопросам N 2 и N 5 обращения.

Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые должны быть экономически оправданны.

Кроме того, указанной статьей предусмотрено, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2012 N 384-О-О, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для того чтобы расходы налогоплательщика на оплату услуг медиатора были учтены в целях налогообложения, обращение налогоплательщика к услугам медиатора должно быть обусловлено получением какой-либо экономической выгоды, например, возможностью избежания судебных расходов в случае отсутствия необходимости обращения в суд после разрешения спора с участием медиатора. Однако согласно ч. 3 ст. 7Федерального закона N 193-ФЗ наличие соглашения о проведении процедуры медиации и проведение в соответствии с ним этой процедуры не являются препятствием для обращения в суд, в том числе без учета положений медиативного соглашения. Кроме того, согласно положениям ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 193-ФЗ исполнение медиативного соглашения производится на принципах добровольности и добросовестности сторон. Таким образом, возможность учета расходов по оплате налогоплательщиком услуг медиатора зависит от соответствия таких затрат критериям ст. 252 НК РФ.

По вопросу N 3 обращения.

Следует учесть, что медиативное соглашение, как и мировое, не является объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ, а также в соответствии с положениями части второй НК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 193-ФЗ медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения. Таким образом, в данном случае расходы, понесенные сторонами на проведение процедуры медиации, могут быть отнесены к судебным расходам, а расходы стороны, которая имеет обязательство перед другой стороной по мировому соглашению, — к расходам в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, а также к расходам на возмещение причиненного ущерба. Указанные расходы учитываются в целях налогообложения в соответствии со ст. ст. 265, 346.5, 346.16 НК РФ.

В случае заключения медиативного соглашения до возбуждения судом производства по делу в силу п. 4 ст. 12 Федерального закона N 193-ФЗ медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку. Таким образом, вышеуказанные статьи НК РФ, которые позволяют учесть расходы на мировое соглашение в целях налогообложения, не могут быть автоматически применимы к расходам, связанным с заключением медиативного соглашения.

По вопросу N 4 обращения.

Вопрос уплаты страховых взносов, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, относится к компетенции Минздравсоцразвития России.

Вместе с тем полагаем возможным отметить, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. При этом каких-либо особенностей для организаций, производящих выплаты медиаторам за оказанные услуги, указанным Федеральным законом не предусмотрено.

Также в силу п. 1 ст. 226 НК РФ указанные юридические лица являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц.

По вопросу N 6 обращения.

Учитывая положения ст. ст. 929, 937 и 947 Гражданского кодекса Российской Федерации, страховое возмещение (страховая выплата) осуществляется на основании договора страхования. Налогообложение страховых выплат осуществляется в порядке, установленном НК РФ, а именно в соответствии со ст. 213 НК РФ для налога на доходы физических лиц, с учетом ст. ст. 250 и 251 НК РФ для налога на прибыль организаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

11.05.2012


Возврат к списку

Реклама