25 апреля 2024 года

Письмо Минфина России  от 6 июня 2012 года № 02-04-10/2026

Министерство финансов Российской Федерации по результатам анализа проектов правовых актов главных администраторов доходов бюджетов (далее — акты), являющихся федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе положениям статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 266) (далее — Постановление № 995), а также Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н (далее — Указания № 180н), обращает внимание на ряд существенных недостатков, требующих дальнейшего устранения.

1. Наличие в преамбуле актов ссылки на Указания № 180н, в то время как вопросы администрирования доходов бюджетов не являются предметом регулирования данного нормативного правового акта, при отсутствии вместе с тем ссылки на статью 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Постановление № 995.

2. Указание в преамбуле актов, срок действия которых не ограничивается конкретным финансовым годом, ссылки на Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», что значительно усложняет процесс регулирования бюджетных полномочий по администрированию, учитывая необходимость ежегодного внесения в акты соответствующих изменений либо издания новых актов.

3. Закрепление в актах за администраторами доходов бюджетов лишь кодов бюджетной классификации доходов при отсутствии положений о закреплении за ними источников доходов бюджетов с указанием нормативных правовых актов Российской Федерации, являющихся основанием для администрирования данного вида платежей, что является нарушением пункта 2 Правил осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Постановлением № 995 (далее — Правила).

4. При наличии в актах положений о наделении федеральных государственных органов, подведомственных им территориальных органов (подразделений), казенных учреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части переданных полномочий Российской Федерации, бюджетными полномочиями администраторов доходов соответствующих бюджетов объем закрепленных за указанными органами (учреждениями) бюджетных полномочий не соответствует требованиям пункта 2 Правил.

В связи с изложенным Минфин России обращает внимание на необходимость закрепления в актах по администрированию бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов, по которым в представленных проектах актов регулирование отсутствует:

— заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов с указанием нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих данные вопросы;

— осуществления сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— уточнения невыясненных поступлений в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— принудительного взыскания с плательщиков платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— представления администратором доходов бюджета главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности, необходимых для осуществления им полномочий главного администратора доходов.

5. При закреплении в актах за главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов источников доходов бюджетов недопустимо указание некорректных кодов бюджетной классификации доходов:

кодов бюджетной классификации с отражением в 14–17 разрядах указанных кодов значения «0000», в то время как в отношении данных кодов Указаниями 180н предусмотрено применение обособленных кодов подвидов доходов;

— несоответствие наименований кодов бюджетной классификации доходов наименованиям, установленным Указаниями № 180н;

— кодов бюджетной классификации доходов, являющихся в соответствии с Указаниями 180н кодами агрегации, например, КБК 0000 1 16 23010 01 0000 140 «Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств федерального бюджета»;

— отражение источников доходов бюджетов по кодам бюджетной классификации, относящихся к группе «прочие», при наличии в Указаниях 180н соответствующих кодов бюджетных классификации для отражения данных источников доходов бюджетов.

6. Отсутствие в актах, регламентирующих вопросы администрирования федеральными государственными органами (органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) доходов федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов), положений о наделении указанных органов бюджетными полномочиями главных администраторов (администраторов) доходов соответствующих бюджетов в отношении закрепленных за ними источников доходов, подлежащих отражению в данных актах в соответствии с Правилами.

7. Включение в перечни источников доходов бюджетов, закрепляемых за территориальными органами (подразделениями) федеральных государственных органов и федеральными казенными учреждениями актами о наделении подведомственных администраторов доходов бюджетов бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета, помимо источников доходов федерального бюджета, источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

8. Включение в перечни источников доходов бюджетов, закрепляемых за территориальными органами (подразделениями) федеральных государственных органов и федеральными казенными учреждениями актами о наделении подведомственных администраторов доходов бюджетов бюджетными полномочиями главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, наряду с источниками доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, источников доходов федерального бюджета, подлежащих зачислению и учету по нормативу 100 % в федеральный бюджет.

9. Отсутствие в представленных актах о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализующих переданные полномочия Российской Федерации, бюджетными полномочиями администраторов доходов бюджетов, перечней органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных федеральными государственными органами — главными администраторами доходов бюджетов, осуществляющими указанные полномочия.

10. Отсутствие в актах о наделении территориальных органов федеральных государственных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений бюджетными полномочиями главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов положений в части указания субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в отношении источников доходов бюджетов которых данные органы (учреждения) осуществляют вышеназванные бюджетные полномочия, что противоречит положениям пункта 3 Постановления № 995.

В целях соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации главным администраторам доходов бюджетов в возможно короткие сроки необходимо внести изменения в представленные в Минфин России проекты актов с учетом положений настоящего письма.

Минфин России выражает готовность рассмотреть акты с учетом вышеуказанных изменений и оказать консультационную помощь специалистами Департамента бюджетной политики и методологии — кураторами соответствующих главных администраторов доходов бюджетов.

Кроме того, сообщаем, что в целях реализации положений пункта 4 Правил федеральные органы государственной власти (федеральные государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в случае изменения их функций и полномочий, в соответствии с которыми ими осуществляется исполнение бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, доводят информацию об указанных изменениях до Министерства финансов Российской Федерации путем направления письма произвольной формы с указанием полномочий по администрированию и нормативных правовых актов (наименование, дата, ссылка на положения нормативного правового акта), в соответствии с которым изменяются полномочия и функции главных администраторов доходов бюджетов, в Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации.

А.М. Лавров

Возврат к списку

Реклама