Письмо Минфина России от 29 мая 2012 года № 02-11-05/1904

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение о предоставлении разъяснений по вопросу возможности передачи поставщиками (исполнителями, подрядчиками) права требования оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственным контрактам и сообщает.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 94-ФЗ) государственный и муниципальный контракты заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и иными федеральными законами, с учетом положений Федерального закона N 94-ФЗ.

Гражданским кодексом, Федеральным законом N 94-ФЗ установлены требования к порядку заключения, условиям государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения (далее — контракты), заключаемых по итогам размещения заказа.

В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Таким образом, поставщик (подрядчик, исполнитель), подписывая контракт, соглашается с условиями договора, названными в Федеральном законе N 94-ФЗ.

Исполнением контракта является совершение сторонами действий, обусловленных содержанием контракта. В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Обязательства признаются исполненными надлежащим образом, если точно соблюдены все условия и требования, в том числе предъявляемые к субъектам исполнения.

Минфин России полагает, что только при условии полного выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств и принятия их результатов заказчиком может рассматриваться замена лица по государственному (муниципальному) контракту и только в части передачи прав на оплату.

Вместе с тем в случае банковского кредитования для целей обеспечения исполнения долгосрочных государственных контрактов правоотношения возникают между исполнителем (поставщиком, подрядчиком) и банком, иной кредитной организацией по поводу предоставления (получения) денежных средств на возмездной и возвратной основе. Для обеспечения замены лица по государственному (муниципальному) контракту в части передачи прав на оплату банку, иной кредитной организации необходимо внести соответствующие изменения в государственный (муниципальный) контракт.

Однако публично-правовой характер регулирования размещения заказов ограничивает возможности сторон государственного (муниципального) контракта изменять условия заключенного контракта.

Федеральным законом N 94-ФЗ в ч. 6.1 ст. 9 установлено, что при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

При этом вопросы оплаты товаров, работ, услуг по государственным (муниципальным) контрактам являются исполнением бюджета по расходам. Частью 1 ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов в том числе основывается на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).

Согласно положениям ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является адресность и целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Перечисление денежных средств заказчиком возможно только стороне (исполнителю) государственного (муниципального) контракта с соблюдением требований Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.

Таким образом, перечисление денежных средств заказчиком возможно только исполнителю государственного (муниципального) контракта.

Учитывая вышеизложенное, уступка или передача права требования по государственным (муниципальным) контрактам третьим лицам не допускается.

А.М. Лавров

Возврат к списку

Реклама