25 апреля 2024 года

Письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-03-06/4/48

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам налогообложения и сообщается, что согласно пункту 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций по проведению экспертизы договоров и оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Одновременно сообщаем, что целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческих организаций, определены в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

При этом, налогоплательщики — получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к указанным целевым поступлениям относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

Таким образом, если пожертвование некоммерческой организации отвечает требованиям ГК РФ (в том числе, в части направленности деятельности указанных учреждений на достижение общеполезных целей), и при этом соблюдаются условия, установленные в подпункте 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ, то доход в виде указанного пожертвования не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся средства и иное имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) под участниками благотворительной деятельности понимаются, в частности, граждане или юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации.

Благотворительной организацией, как это установлено статьей 6 Закона N 135-ФЗ, является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных данным Законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Таким образом, только благотворительные организации, созданные в качестве таковых в соответствии с Законом N 135-ФЗ, вправе в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитывать в целях налогообложения прибыли средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

Возврат к списку

Реклама