Письмо ФНС России от 16 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11629@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО по вопросам порядка учета в целях налогообложения прибыли и налога на доходы физических лиц сумм единовременной выплаты компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности, выплачиваемой в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 — 2012 гг. в счет возмещения морального вреда, и сообщает.
По изложенным в обращении вопросам был сделан запрос в Минфин России. Письмом от 02.04.2012 N 03-03-10/32 Минфином России разъяснено следующее.
1. В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) работодатель обязан возместить своим работникам моральный вред в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, причиненный неправомерными действиями или бездействием. Понятие морального вреда непосредственно в Трудовом кодексе не определено.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 164 Трудового кодекса компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
На основании ст. 22 Трудового кодекса работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статьей 22 Федерального закона от 20.06.1996 N
Вместе с тем выплата компенсации работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, Федеральным законом N
Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации, которым предусмотрена выплата единовременной компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности, не относится к законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 3 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.
Из положений ст. 255 Кодекса с учетом ст. 164 Трудового кодекса следует, что компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 255 Кодекса, должны быть связаны с режимом работы или условиями труда, а также содержанием работников.
Денежная компенсация морального вреда, предусмотренная ст. 237 Трудового кодекса, к такого рода компенсациям не относится, поскольку выплачивается за причинение вреда неправомерными действиями или бездействием.
Что касается обязанности выплатить денежную компенсацию за причинение морального вреда, предусмотренную ст. 151 Гражданского кодекса, то такая обязанность возлагается на нарушителя прав только решением суда.
Таким образом, рассматриваемые единовременные выплаты в счет возмещения морального вреда, предусмотренные Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 — 2012 гг., не могут учитываться в целях налогообложения прибыли по основаниям, установленным ст. 255 Кодекса.
Подпунктом 13 п. 1 ст. 265 Кодекса к внереализационным расходам относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Статьей 1082 Гражданского кодекса установлено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Понятие убытков раскрывается в п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Рассматриваемые единовременные выплаты в счет возмещения морального вреда не могут быть приравнены к возмещению причиненного ущерба и, соответственно, не могут учитываться в целях налогообложения по основаниям, предусмотренным пп. 13 п. 1 ст. 265 Кодекса.
Таким образом, выплаты единовременной компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 — 2012 гг. в счет возмещения морального вреда не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
2. В соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Принимая во внимание, что, как отмечалось выше, выплата работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, Федеральным законом N
Одновременно сообщаем, что в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
16.07.2012