XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года

Письмо Минфина от 3 августа 2012 г. № 03-03-06/1/380

«Об определении доходов от реализации работ (услуг) при длительном технологическом цикле»

Вопрос: ЗАО выполняет функции заказчика-застройщика при строительстве объектов — многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями с привлечением средств инвесторов (юридических и физических лиц) путем заключения договоров долевого участия.

В бухгалтерском учете ЗАО учитывает выручку от оказания услуг заказчика-застройщика. Величина выручки от оказания услуг рассчитывается путем умножения утвержденного процента на сумму фактически освоенных капитальных вложений за период строительства. В заключенных договорах долевого участия с инвесторами выплата вознаграждения ЗАО за выполнение услуг заказчика-застройщика не предусмотрена.

ЗАО ежемесячно определяет финансовый результат от выполнения услуг заказчика-застройщика в виде разницы между выручкой, определенной расчетным путем, и фактическими затратами, учтенными в составе расходов.

Таким образом, оно уплачивает налог на прибыль при формировании финансового результата от оказания услуг заказчика-застройщика, не дожидаясь передачи объекта инвестору (покупателю).

Вправе ли ЗАО определять финансовый результат от оказания услуг заказчика-застройщика помесячно, не дожидаясь передачи объекта инвестору, в целях уплаты налога на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания для целей налогообложения прибыли организаций доходов от реализации работ по производству с длительным технологическим циклом при применении налогоплательщиком метода начисления и сообщает следующее.

Порядок признания доходов при методе начисления установлен в ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Пунктом 2 ст. 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

Порядок налогового учета доходов от реализации установлен ст. 316 НК РФ, согласно которой по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, при выполнении работ с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию распределяется налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов. При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке, то есть при методе начисления — в соответствии со ст. 272 НК РФ.

Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 № 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В. Разгулин

Возврат к списку

Реклама