XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года

Письмо Минфина России от 30 августа 2012 г. № 03-03-06/4/89

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций субсидий, выделенных негосударственному образовательному учреждению в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также в связи с предоставлением обучающимся 1 — 4 классов бесплатного одноразового горячего питания (завтрак), предоставлением обучающимся 1 — 11 классов из социально незащищенных и многодетных семей бесплатного двухразового горячего питания (завтрак, обед), и сообщает следующее.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Как следует из запроса, негосударственное образовательное учреждение является общеобразовательным учреждением.

Согласно положениям пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании») к общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

На основании пп. 19 п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Пунктом 5 ст. 51 Закона «Об образовании» установлено, что организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения.

Согласно п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174, условие об обеспечении обучающихся питанием является необходимым условием для подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении образовательной деятельности.

Таким образом, деятельность по обеспечению обучающихся питанием является неотъемлемой частью процесса функционирования данного учреждения в рамках осуществления образовательной деятельности.

Согласно положениям ст. 13 Закона «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в частности, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ, режим занятий обучающихся, воспитанников, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, реализация программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также обеспечение обучающихся питанием относятся к уставной деятельности общеобразовательного учреждения.

Согласно ст. 29 Закона «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся в том числе финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений (пп. 6.5 п. 1 данной статьи), а также финансирование мероприятия по организации питания в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных организациях (п. 2).

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии, выделенные из бюджета субъекта Российской Федерации в общеустановленном порядке негосударственному образовательному учреждению в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также в связи с предоставлением обучающимся 1 — 4 классов бесплатного одноразового горячего питания (завтрак), предоставлением обучающимся 1 — 11 классов из социально незащищенных и многодетных семей бесплатного двухразового горячего питания (завтрак, обед), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом расходы, произведенные за счет указанных субсидий, также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

30.08.2012

Возврат к списку

Реклама