Определение ВАС РФ от 8 ноября 2012 г. № ВАС-11890/12
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Зориной М.Г. и Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (Чукотстат) (ул. Беринга, д. 18, г. Анадырь, 689000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 13.12.2011 по делу N А80-346/2011, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 и постановления Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.06.2012 по тому же делу по заявлению территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (Чукотстат) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (ул. Энергетиков, 14, г. Анадырь, Чукотский автономный округ, 680900) о признании недействительным решения от 12.08.2011 N 31/в.
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (ул. Энергетиков, д. 14, г. Анадырь, Чукотский автономный округ)
Суд
установил:
территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (далее — Чукотстат) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее — инспекция) от 12.08.2011 N 31/в, которым Чукотстат привлечен к ответственности на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) за непредставление первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения.
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 14.12.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 06.06.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов Чукотстат просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев и обсудив доводы заявителя, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, изучив материалы дела, коллегия судей усматривает основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Инспекция в ходе проведения выездной налоговой проверки государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотоптторг» 29.06.2011 направила Чукотстату требование о представлении документов, касающихся названного общества.
В частности, были запрошены следующие формы федерального статистического наблюдения за 2009 и 2010 годы: N
Чукотстат, ссылаясь на статью 9 Федерального закона от 29.11.2007 N
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия инспекцией решения о привлечении Чукотстата к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Кодекса, в виде взыскания 10 000 рублей штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу от 16.09.2011 N 08-69/06724 апелляционная жалоба Чукотстата на решение инспекции оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, Чукотстат обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно статье 93.1 Кодекса налоговый орган вправе истребовать документы, касающиеся деятельности проверяемого лица, у его контрагентов или у иных лиц, располагающих такими документами. Отказ от представления документов о проверяемом лице или несвоевременное их представление влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса. При этом ответственность на основании данной статьи применяется при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 126 Кодекса установлена ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 Кодекса.
Признавая обоснованным привлечение Чукотстата к ответственности по пункту 2 статьи 126 Кодекса, суды исходили из правомерности действий инспекции по истребованию у Чукотстата в порядке статьи 93.1 Кодекса документов о деятельности проверяемого налогоплательщика, необходимых для осуществления налогового контроля.
Между тем, вывод судов о возможности истребования в порядке статьи 93.1 Кодекса любых документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, и безусловной обязанности организации представить в инспекцию такие документы сделан без учета следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Кодекса налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом (пункт 1 статьи 82 Кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговому органу предоставлено право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Таким образом, налоговые органы вправе истребовать, а налогоплательщики обязаны представить документы, которые связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов. При этом аналогичное ограничение распространяется и в отношении лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.
Документы, запрошенные инспекцией у Чукотстата, являются первичными статистическими данными, необходимыми для формирования официальной статистической информации. Обязанность по представлению указанных данных субъектам официального статистического учета возложена на респондентов статьей 8 Федерального закона от 29.11.2007 N
Указанные документы не являются данными регистров бухгалтерского учета и (или) иным документальным подтверждением данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, на основании которых в силу пункта 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, поэтому не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика.
На основании положений подпункта 11 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.
Поскольку формы статистического наблюдения, истребованные инспекцией, к числу документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов законодательством о налогах и сборах не отнесены, поэтому в действиях Чукотстата по отказу в представлении форм федерального статистического наблюдения за 2009 и 2010 годы налогоплательщика — государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотоптторг» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 Кодекса.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А80-346/2011 Арбитражного суда Чукотского автономного округа для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 13.12.2011, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 и постановления Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.06.2012.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 7 декабря 2012 года.
Председательствующий судья
С.М.ПЕТРОВА
Судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
В.М.ТУМАРКИН