Определение ВАС РФ от 28 сентября 2012 г. № ВАС-10605/12
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Завьяловой Т.В., Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Наука» (ул. Новая, 6 а, п. Таежный, Богучанский район, Красноярский край, 663467) от 16.07.2012 N 70 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 18.10.2011 по делу N А33-11561/2011, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.04.2012 по тому же делу, принятых по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Наука» к государственному учреждению — Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», д. 117, г. Красноярск, 660025) о признании недействительными решений фонда от 26.05.2011 N 13.
Суд
установил:
государственным учреждением — Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — фонд) проведена выездная проверка правильности произведения обществом с ограниченной ответственностью «Наука» (далее — общество) расходов на цели обязательного социального страхования.
По результатам проверки фондом составлен акт от 29.04.2011 N 15 с/с и приняты решения от 26.05.2011 N 13 (далее — решения) о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем — плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования и о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Этими решениями обществу отказано в принятии к зачету расходов, произведенных обществом на выплату пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2009 году в сумме 66 144 рубля 93 копейки и в 2010 году в сумме 14 638 рублей 44 копейки.
Основанием принятия решений явился вывод фонда о том, что листки нетрудоспособности, на основании которых произведены спорные выплаты, выданы муниципальным учреждением здравоохранения «Богучанская центральная районная больница N 1» по месту нахождения его подразделения — Таежнинской участковой больницы, адрес которой не указан в приложении к имеющейся у учреждения лицензии.
Не согласившись с решениями фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 18.04.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды исходили из того, что основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является наступление страхового случая в виде временной нетрудоспособности. Наступление такого страхового случая подтверждается больничным листком, выданным врачом, имеющим право на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Поскольку больничные листки в рассматриваемом случае выданы медицинским учреждением по адресу, не указанному в лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, указанные больничные листки не подтверждают наступление страхового случая. Следовательно, произведенные заявителем на основании данных больничных листков выплаты пособий по временной нетрудоспособности обоснованно не приняты фондом к зачету.
Анализ судебной практики свидетельствует об отсутствии единообразия при рассмотрении арбитражными судами споров о правомерности отказа фонда социального страхования в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем, на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на основании листков нетрудоспособности, выданных медицинским учреждением с нарушением действующего законодательства.
Суды, принимая рассматриваемые судебные акты, руководствовались следующим.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N
При этом в соответствии со статьей 10 Федерального закона N
На основании пункта 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N
Согласно статье 5 Федерального закона N
Из положений статьи 13 Федерального закона N
Статьей 4.6 Федерального закона N
Как указано в пункте 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N
Из содержания пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N
Таким образом, суды сделали вывод, что при отсутствии у медицинского учреждения в целом лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо при оказании медицинских услуг, не указанных в приложении к выданной лицензии, либо при оказании соответствующих услуг не по тем адресам, которые отражены в имеющейся лицензии, у фонда отсутствуют основания для принятия к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности, осуществленную на основании больничных листков, выданных с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.
В то же время существует и другая правовая позиция, которая состоит в следующем.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 1 Федерального закона N
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, согласно пунктам 1, 2, 5 которого документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Таким образом, отсутствие у медицинского учреждения лицензии, в случае если его деятельность соответствует лицензионным требованиям и оказание медицинских услуг предусмотрено его уставом, является формальным и не может быть основанием непринятия фондом к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования.
Указанная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.11.2010 по делу N А76-6841/2010-38-191 Арбитражного суда Челябинской области.
Также суды исходят из того, что сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности структурным подразделением медицинского учреждения, не поименованным в имеющейся у него лицензии, при наличии иных условий для получения гражданами пособия по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Такая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2006 по делу N А04-3339/06-19/138 Арбитражного суда Амурской области.
Кроме того, следует учесть, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А33-11561/2011 Арбитражного суда Красноярского края для пересмотра в порядке надзора решения от 18.10.2011, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.04.2012.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре в порядке надзора до 01.11.2012.
Председательствующий судья
А.Г.ПЕРШУТОВ
Судья
Т.В.ЗАВЬЯЛОВА
Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО