Письмо Минфина России от 28 ноября 2012 г. № 03-04-05/4-1350
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налогов с доходов, полученных в связи с осуществлением трудовой деятельности во Вьетнаме, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что физическое лицо в 2003 — 2008 гг. работало по трудовому договору в Социалистической Республике Вьетнам в представительстве российской организации (далее — представительство) и получало заработную плату во Вьетнаме и премии в Российской Федерации.
С доходов в виде премий, относящихся к доходам от источников в Российской Федерации, удерживался налог в Российской Федерации по ставке 30 процентов, поскольку физическое лицо не являлось налоговым резидентом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее — Соглашение) указанное Соглашение применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся государствах.
В п. 1 ст. 4 Соглашения установлено, что для целей применения Соглашения выражение «лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся государстве» означает любое лицо, которое на основании законодательства этого государства облагается налогом в этом государстве на основе его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, местонахождения органа управления или любого другого аналогичного критерия.
В соответствии с п. 2 ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. С учетом данной нормы в 2003 — 2008 гг. физическое лицо не рассматривалось в качестве резидента Российской Федерации и его доходы от источников во Вьетнаме в Российской Федерации налогом на доходы физических лиц не облагались.
Что касается п. 2 ст. 4 Соглашения, то его положения применяются только в случаях, когда физическое лицо является лицом с постоянным местопребыванием в обоих Договаривающихся государствах.
Статьей 22 Соглашения предусмотрено, что любые доходы, не упомянутые в предыдущих статьях Соглашения, полученные лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве из источников в другом Договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Поскольку премии не являются доходами от работы по найму, подпадающими под действие ст. 15 Соглашения, и при этом относятся к доходам от источников в Российской Федерации, они в соответствии со ст. 22 Соглашения могут облагаться налогом в Российской Федерации. При этом обязанность исчислить, удержать налог и перечислить его в соответствующий бюджет возложена на российскую (головную) организацию, выплачивающую такой доход.
В отношении обоснованности налогообложения таких доходов во Вьетнаме следует обратиться в компетентные органы СРВ.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Соглашения двойное налогообложение устраняется тем Договаривающимся государством, в котором физическое лицо является налоговым резидентом. То есть суммы налога с доходов в виде премий, уплаченные в Российской Федерации, подлежат вычету из налога, взимаемого во Вьетнаме, если взимание налога во Вьетнаме не противоречит ст. 22 Соглашения.
Что касается требований российской организации к физическому лицу о возврате сумм налога с дохода физического лица, взысканных вьетнамскими налоговыми органами с представительства, то данные правоотношения находятся вне рамок законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
28.11.2012