Письмо Минфина России от 9 апреля 2013 г. № 02-04-11/11661
Министерство финансов Российской Федерации в связи с обращениями финансовых органов субъектов Российской Федерации о применении положений статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) в части превышения ограничений размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера дефицита местного бюджета сообщает следующее.
Статьей 92.1 Бюджетного кодекса установлены ограничения размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера дефицита местного бюджета, которые составляют соответственно 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в отношении которых осуществляются меры, предусмотренные соответственно пунктом 4 статьи 130 и пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса, ограничения размера дефицита бюджета составляют соответственно 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Статьей 92.1 Бюджетного кодекса также установлено, что в случае утверждения в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности соответствующего публично-правового образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может превысить указанные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета.
В то же время правоприменительная практика показала неоднозначность применения этой нормы.
Обязательное одновременное применение двух условий (утверждение в составе источников финансирования дефицита суммы поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале и суммы снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета) при определении суммы возможного превышения дефицита бюджета с учетом ограничений не соответствует экономической сущности данной нормы, поскольку планирование и исполнение бюджета по одному из указанных источников финансирования дефицита бюджета осуществляется независимо от планирования и исполнения бюджета по другому.
Статья 92.1 Бюджетного кодекса должна предусматривать возможность превышения ограничения размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в случае утверждения в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) как только одного из указанных параметров, так и их суммы.
В этой связи следует отметить, что принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проектом федерального закона N
Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации считает возможным до принятия указанного законопроекта превышение ограничения размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в случае утверждения в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) как только одного из указанных параметров, так и их суммы.
А.М.ЛАВРОВ