25 апреля 2024 года

Письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/296

Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу совершения бюджетным учреждением крупной сделки и сообщает.

В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления им субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также субсидий на иные цели из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, согласно положениям п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя данного учреждения. При этом крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бюджетной отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением данных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных данному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Согласно положениям п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, с учетом положений, установленных Федеральным законом N 7-ФЗ в части совершения бюджетным учреждением крупных сделок.

Таким образом, по мнению Департамента, согласование органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, совершения данным учреждением крупной сделки необходимо независимо от источников финансового обеспечения указанной сделки.

Кроме того, порядок предварительного согласования совершения бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения в соответствии с принимаемым им правовым актом.

Вместе с тем, по мнению Департамента, план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с общими требованиями, установленными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения», не может являться документом, подтверждающим предварительное согласование учредителем совершения бюджетным учреждением крупных сделок.

Порядок расчета стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности учреждения при определении величины крупной сделки разъяснен в Письме Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679.

Директор Департамента

бюджетной политики и методологии

С.В.РОМАНОВ

29.01.2013

Возврат к списку

Реклама