25 апреля 2024 года
Регистрация

Письмо Минфина России от 5 сентября 2016 г. № 21-03-04/47509

Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение о переводах в адрес бюджетных организаций с использованием банковских карт сторонних банков, сообщает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» при приеме к исполнению распоряжения клиента оператор по переводу денежных средств обязан удостовериться в праве клиента распоряжаться денежными средствами, проверить реквизиты перевода, достаточность денежных средств для исполнения распоряжения клиента, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений клиентов, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

В отношении физических лиц проверке подлежит фамилия, имя, а также отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены приложением N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н (далее — Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств).

В соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, плательщику в случае осуществления перевода денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в уплату налоговой задолженности, государственной пошлины и иных платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами, в распоряжении о переводе денежных средств обязательно указание одного из следующих реквизитов: идентификационного номера налогоплательщика плательщика — физического лица в реквизите «ИНН» плательщика, уникального идентификатора начисления в реквизите «Код» или идентификатора сведений о физическом лице.

При этом в качестве идентификатора сведений о физическом лице в распоряжении о переводе денежных средств указывается адрес регистрации по месту жительства плательщика — физического лица или адреса регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства).

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 6 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами), утвержденных приложением N 4 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н, в качестве идентификатора сведений о физическом лице используются страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС); серия и номер документа, удостоверяющего личность; серия и номер водительского удостоверения; серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации; а также иные идентификаторы сведений о физическом лице, применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, неуказание в распоряжении о переводе денежных средств информации, идентифицирующей плательщика, противоречит требованиям части 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Необходимо также отметить, что в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а под сбором — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Таким образом, платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации носят обязательных характер и вызывают правовые последствия для их плательщиков в связи с необходимостью совершения в их отношении юридически значимых действий. Таким образом плательщик и платеж должны быть в обязательном порядке идентифицированы и сопоставлены.

Директор Департамента

информационных технологий в сфере

управления государственными

и муниципальными финансами

и информационного обеспечения

бюджетного процесса

Е.Е.ЧЕРНЯКОВА

Возврат к списку

Реклама