Письмо Минэконом развития России от 21 марта 2017 г. № Д28и-1347
Вопрос: О включении в контракт условия о признании авансового платежа коммерческим кредитом при закупке путем электронного аукциона.
Ответ: Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона №
Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона №
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона №
Пунктом 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, коммерческий кредит в данном случае является одним из условий основного договора, предусматривающего поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, и не образует отдельного кредитного договора по смыслу статьи 819 ГК РФ, обязательной стороной которого является профессиональный участник кредитных отношений — банк или иная кредитная организация (кредитор). При этом обязательства по коммерческому кредиту возникают не автоматически, а в результате достижения соглашения об этом, следовательно, предусмотренная договором уплата аванса (предварительной оплаты) представляет собой коммерческий кредит, если подобное условие платежей определено в договоре как его предоставление.
Учитывая изложенное, а также то, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, определение в контракте условия о том, что осуществляемый по контракту авансовый платеж является коммерческим кредитом, не противоречит требованиям ГК РФ и Закона №
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ