Минобрнауки России Рособрнадзор Письмо от 4 августа 2017 г. N 05-375
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 4 августа 2017 г. N
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки разработаны и направляются для использования в работе методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования.
И.о. руководителя
Н.А.НАУМОВА
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕДАННЫЕ
ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ,
ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
Целью настоящих методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее — уполномоченные органы), проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, на территории субъекта Российской Федерации (далее соответственно — организации, методические рекомендации), является формирование единой правоприменительной практики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках исполнения государственной функции по федеральному государственному надзору в сфере образования.
При организации и проведении проверок уполномоченные органы должны исходить из необходимости достижения результата проверки с использованием наименьшего объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов и (или) достижения наилучшего результата с использованием имеющегося объема средств.
Повышение эффективности результатов мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования может быть достигнуто в результате деятельности уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в деятельности организаций, организации и проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
2. Используемые сокращения
ООП — основная общеобразовательная программа;
ИУП — индивидуальный учебный план;
ГИА — государственная итоговая аттестация.
3. Нормативная правовая основа проведения проверок
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — приказ Минэкономразвития России N 141);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. N 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
иные нормативные правовые акты.
4. Описание проверки
4.1. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования проводится проверка:
соответствия локальных нормативных актов законодательству об образовании;
соблюдения прав участников образовательных отношений при реализации образовательных программ;
соблюдения требований законодательства об образовании, регулирующих право на занятие педагогической деятельностью;
соблюдения требований законодательства об образовании при приеме, переводе и отчислении обучающихся;
соблюдения требований законодательства об образовании при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
соблюдения требований законодательства об образовании при проведении государственной итоговой аттестации;
соблюдения требований законодательства об образовании при заполнении, учете и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов;
соблюдения требований законодательства об образовании при оказании платных образовательных услуг;
соблюдения требований к структуре и содержанию официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4.2. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в ходе проверок проводятся следующие мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проверки:
рассмотрение и экспертиза документов и иной информации, характеризующих деятельность организации, на соответствие требованиям законодательства об образовании;
анализ наличия и достоверности информации, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сети «Интернет»), а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
4.3. В приложении к настоящим методическим рекомендациям приведен перечень требований, установленных законодательством Российской Федерации, выполнение которых подлежит обязательной проверке при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, а также указание на предмет проверки данного требования в зависимости от задачи проверки.
4.4. Рассматриваться должны действующие на момент проверки документы организации. При необходимости рассматриваются документы и материалы организации за весь период освоения основных образовательных программ.
4.5. Организация и проведение проверок должны быть основаны на уже имеющихся у уполномоченных органов сведениях об организации, в том числе на материалах ранее проведенных мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, обращениях граждан и организаций, информации от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Необходимо учитывать сведения, которые находятся в государственных информационных системах, а также информацию и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть размещены на официальном сайте организации в сети «Интернет».
5. Содержание распоряжения (приказа) уполномоченного органа
о проведении проверки организации
Перечень сведений, которые должны быть указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки, установлен частью 2 статьи 14 Федерального закона N
В распоряжении (приказе) указываются документы и материалы, которые организация должна предоставить в уполномоченный орган. Следует учесть, что в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N
Перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки организации при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования:
распорядительный документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы организации на проведение проверки;
ООП, в том числе адаптированная(ые) ООП для детей с ограниченными возможностями здоровья;
перечень используемых учебников по уровням образования;
ИУП;
документы, отражающие прием на работу в организацию педагогических работников;
документы, подтверждающие наличие у педагогических работников профессионального образования, соответствующей квалификации, необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам (документы об образовании, о наличии дополнительного профессионального образования; аттестационные листы);
документы, подтверждающие функционирование внутренней системы оценки качества образования;
отчет о самообследовании;
договор(ы) между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализующихся в сетевой форме);
документы, регламентирующие осуществление образовательной деятельности, в том числе локальные нормативные и распорядительные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
документы по формированию и движению контингента обучающихся (приему, переводу, отчислению);
документы по подготовке к ГИА, по выдаче документов об образовании;
программа развития организации;
документы, отражающие реализацию прав участников образовательных отношений, в том числе по оказанию обучающимся социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
материалы и документы о деятельности коллегиальных органов управления организацией;
материалы и документы об обеспечении условий охраны обучающихся;
документы и материалы организации и проведению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
документы по оказанию платных образовательных услуг (при наличии).
Большая часть документов, которые требуются для проведения проверки, должны быть размещены на официальном сайте организации в сети «Интернет» согласно статье 29 Федерального закона N
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона N
В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя или иного уполномоченного лица организации, либо в связи с фактическим неосуществлением образовательной деятельности организацией, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя или иного должностного лица организации, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
В этом случае орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такой организации плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления образовательной организации.
6. Оформление результата проверки
Результаты проверки оформляются актом проверки, который составляется в двух экземплярах по типовой форме акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.
Перечень положений, указываемых в акте проверки, предусмотрен частью 2 статьи 16 Федерального закона N
Приложением к акту проверки должны являться экспертные заключения (в случае привлечения экспертов) по результатам анализа документов организации на соблюдение норм законодательства об образовании в соответствии с задачами проверки и др.
При выявлении в ходе проведения проверки нарушений уполномоченные органы принимают меры для привлечения организации и ее должностного лица к административной ответственности.
Однако уполномоченным органам следует учитывать, что наибольшую результативность показывают проверки, до окончания которых выявленные нарушения устраняются организацией самостоятельно, без применения мер воздействия. Обращаем внимание, что в акте указываются сведения обо всех выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере, о лицах, допустивших указанные нарушения. В случае устранения нарушения делается соответствующая пометка.
Основной мерой воздействия в случае выявления нарушений является выдача организации предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению нарушений.
Конкретные пути исполнения предусмотренных предписанием мер и мероприятий организация определяет самостоятельно.
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ
ПРОВЕРКЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
N |
Требования, установленные законодательством Российской Федерации |
Нормативный правовой акт, установивший обязательные требования |
Проверяемые документы и материалы |
Что проверяется при проведении федерального государственного надзора в сфере образования |
Требования к локальным нормативным актам организации |
||||
1. |
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся |
Часть 3 статьи 28, часть 2 статьи 30 Федерального закона N |
Локальные нормативные акты, утверждающие: правила приема обучающихся; режим занятий обучающихся; программу внутренней системы оценки качества образования (при наличии); порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; порядок перевода и отчисления обучающихся; порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся |
Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода и отчисления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся |
2. |
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) |
Часть 3 статьи 30 Федерального закона N |
Материалы, свидетельствующие об учете мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников организации |
Наличие оформленного учета мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников организации |
Требования к реализации образовательных программ |
||||
1. |
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность |
Часть 5 статьи 12, часть 7 статьи 12, пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона N |
ООП; сведения о наличии и предоставлении дополнительных образовательных программ, реализуемых организацией (при наличии) |
Наличие разработанной и утвержденной организацией ООП. Наличие дополнительных образовательных программ. |
2. |
Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Часть 6 статьи 14 Федерального закона N |
Локальный нормативный акт организации, определяющий язык, языки образования по реализуемым образовательным программам |
Наличие локального нормативного акта общеорганизации, определяющего язык, языки образования по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации |
3. |
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации |
Пункт 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 |
Индивидуальные планы, локальные акты организации, устанавливающие порядок обучения по ИУП |
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых ООП (далее — Порядок обучения по ИУП). Наличие ИУП, в том числе по ускоренному обучению; соответствие ИУП нормам Порядка обучения по ИУП, установленных в локальном нормативном акте организации |
4. |
Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников |
Часть 1 статьи 12, часть 3 статьи 12, часть 3 статьи 28 Федерального закона N пункт 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 |
ООП; документы по учету имеющихся учебников и учебных пособий, реестры выдачи учебников обучающимся |
Наличие в утвержденной ООП учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов. Наличие документов по учету имеющихся учебников и учебных пособий, реестры выдачи учебников обучающимся |
5. |
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы |
Часть 2 статьи 15 Федерального закона N |
Договор между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ (при наличии таких ООП) |
Наличие договора о сетевой форме реализации образовательных программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Наличие совместно разработанной и утвержденной ООП |
6. |
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются: 1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы; 2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы; 3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы; 4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы; 5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения |
Часть 3 статьи 15 Федерального закона N |
Договор между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ (при наличии образовательных программ) |
Наличие в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указаний на: — вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности) — правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы; — порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы; — условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы; — выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы; — срок действия договора, порядок его изменения и прекращения |
7. |
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся |
Часть 3 статьи 16 Федерального закона N |
ООП, материалы, подтверждающие функционирование электронной информационно-образовательной среды |
Наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий |
8. |
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно |
Часть 5 статьи 17 Федерального закона N |
ООП; локальные нормативные акты организации |
Соответствие форм получения образования и форм обучения по ООП формам, определенным соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом |
9. |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования |
Часть 4 статьи 18 Федерального закона N |
Перечень используемых учебников |
Использование при реализации ООП начального общего, основного общего, среднего общего образования учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования |
10. |
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам |
Часть 6 статьи 59 Федерального закона N |
Нормативные правовые акты о допуске к ГИА, протоколы заседаний педагогического совета организации |
Наличие документов о допуске к ГИА, протоколы заседаний педагогического совета организации |
Требования к соблюдению прав и обязанностей участников образовательных отношений |
||||
1. |
Обучающимся предоставляются академические права на: предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции |
Пункт 2 части 1 статьи 34 Федерального закона N |
Документы, свидетельствующие о предоставлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции |
Наличие документов, свидетельствующих о предоставлении организацией бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции |
2. |
Обучающимся предоставляются академические права на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом |
Пункт 17 части 1 статьи 34 Федерального закона N |
Документы, утверждающие состав органов государственно-общественного управления: управляющих советов, советов обучающихся, представительных органов обучающихся |
Наличие документов, утверждающих состав органов государственно-общественного управления: управляющих советов, советов обучающихся, представительных органов обучающихся |
3. |
Обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами |
Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N |
ИУП, локальные акты организации, устанавливающие порядок обучения по ИУП |
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок обучения по ИУП, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых ООП. Наличие ИУП, в том числе по ускоренному обучению. Соответствие ИУП нормам Порядка обучения по ИУП, установленных в локальном нормативном акте организации |
4. |
Обучающимся предоставляются академические права на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования) |
Пункт 5 части 1 статьи 34 Федерального закона N |
ООП |
Наличие в ООП факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин |
5. |
Обучающимся предоставляются академические права на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком |
Пункт 11 части 1 статьи 34 Федерального закона N |
Учебный план |
Наличие в учебном плане каникул |
6. |
Обучающимся предоставляются академические права на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях |
Пункт 22 части 1 статьи 34, пункт 1 части 6 статьи 28 Федерального закона N |
Документы, утверждающие положения о конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях |
Наличие документов, утверждающих положения о конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях |
7. |
Обучающимся предоставляются академические права на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности |
Пункт 26 части 1 статьи 34 Федерального закона N |
Локальные нормативные акты, устанавливающие виды и условия поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности |
Наличие локальных нормативных актов, устанавливающих виды и условия поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности |
8. |
Обучающимся предоставляются академические права на: зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
Пункт 7 части 1 статьи 34 Федерального закона N |
Локальные нормативные акты и другие материалы по формированию и движению контингента обучающихся |
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок зачета организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
9. |
Обучающимся предоставляются академические права на: пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации |
Пункт 21 части 1 статьи 34 Федерального закона N |
Локальные нормативные акты, устанавливающие порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта организации |
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта организации |
10. |
Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами |
Часть 4 статьи 34 Федерального закона N |
Локальные нормативные акты, устанавливающие порядок посещения по выбору обучающегося мероприятий, которые проводятся в организации и не предусмотрены учебным планом |
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок посещения по выбору обучающегося мероприятий, которые проводятся в организации и не предусмотрены учебным планом |
11. |
Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания |
Часть 1 статьи 35 Федерального закона N |
Распорядительные акты организации; отчет о самообследовании |
Доступность информации о бесплатном предоставлении в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания |
12. |
Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность |
Часть 3 статьи 35 Федерального закона N |
Локальный нормативный акт, устанавливающий порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги |
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги |
13. |
Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность |
Часть 1 статьи 37 Федерального закона N |
Документы, подтверждающие наличие в организации структурного подразделения, обеспечивающего обучающихся питанием, договоров на организацию питания с иной организацией (индивидуальным предпринимателем), отдельного помещения для приема пищи обучающимися |
Наличие в организации структурного подразделения, обеспечивающего обучающихся питанием (столовая, иное), договоров на организацию питания с иной организацией (индивидуальным предпринимателем), отдельного помещения для приема пищи обучающимися |
14. |
Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся |
Часть 2 статьи 37 Федерального закона N |
Расписание занятий |
Наличие в расписании занятий перерыва достаточной продолжительности для питания |
15. |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии) |
Часть 1 статьи 38 Федерального закона N |
Локальный нормативный акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся образовательных организаций и обязательность ее ношения, принятый с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии) |
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего требования к одежде обучающихся образовательных организаций и обязательность ее ношения, принятый с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии) |
16. |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; 3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; 4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. |
Часть 4 статьи 41 Федерального закона N |
Документы, материалы, подтверждающие: осуществление текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил; проведение расследований и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации |
Наличие в организации документов, материалов, подтверждающих: осуществление текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил; проведение расследований и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации |
17. |
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания |
Часть 2 статьи 45 Федерального закона N |
Локальный нормативный акт о создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, протоколы заседаний комиссии, решения комиссии |
Наличие локального нормативного акта о создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Соблюдение норм законодательства в принятых комиссией решениях |
18. |
Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
Пункт 7 части 3 статьи 47 Федерального закона N |
Локальный нормативный акт, устанавливающий порядок пользования педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами, а также доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего порядок пользования педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами, а также доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
19. |
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность |
Часть 2 статьи 49 Федерального закона N пункты 6, 8 и 19 Порядка проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 |
Локальные нормативные акты о создании аттестационной комиссии в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, о проведении аттестации; протоколы заседания аттестационной комиссии; трудовые договоры. |
Наличие локального распорядительного акта о создании аттестационной комиссии. Наличие локального нормативного акта, содержащего список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации. Наличие протоколов заседания аттестационной комиссии. Даты заключения трудового договора по аттестуемой должности. |
Требования к деятельности организации |
||||
1. |
Информация и документы, указанные в части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 N |
Часть 1 статьи 29 Федерального закона N |
Документы и материалы, размещенные на сайте организации |
Размещение на официальном сайте организации в сети «Интернет» документов и информации, определенных законодательством в сфере образования, в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений |
2. |
Самообследование проводится организацией ежегодно. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию. Отчет для организаций составляется по состоянию на 1 августа текущего года. Размещение отчетов организаций должно происходить не позднее 1 сентября текущего года |
Пункты 3, 5, 7, 8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 |
Отчет о самообследовании. |
Наличие документов о проведении самообследования организации. Наличие на официальном сайте организации в сети «Интернет» отчета — не позднее 1 сентября текущего года |
3. |
Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации |
Части 1, 2 статьи 53 Федерального закона N |
Локальный распорядительный о приеме лица на обучение в организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, договор об образовании (в установленных законом случаях) |
Наличие локальных распорядительныых актов о приеме на обучение в организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, договор об образовании (в установленных законом случаях) |
4. |
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность |
Часть 12 статьи 60 Федерального закона N |
Локальный нормативный акт, утверждающий образец и порядок выдачи справки об обучении или о периоде обучения |
Наличие локального нормативного акта, утверждающего образец и порядок выдачи справки об обучении или о периоде обучения |
5. |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно |
Часть 15 статьи 60 Федерального закона N |
Локальный нормативный акт, утверждающий образец и порядок выдачи документа об обучении |
Наличие локального нормативного акта, утверждающего образец и порядок выдачи документа об обучении |
6. |
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися |
Часть 2 статьи 79 Федерального закона N |
Адаптированные ООП |
Наличие разработанных и утвержденных адаптированных ООП при осуществлении общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (при проведении выездной проверки) |
7. |
Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг |
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» |
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования |
Наличие паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования |
Требования к предоставлению платных образовательных услуг в организации |
||||
1. |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями |
Часть 1 статьи 101 Федерального закона N |
Локальные нормативные акты об утверждении стоимости обучения по каждой ООП |
Наличие локальных нормативных актов об утверждении стоимости обучения по каждой ООП и порядка расходования средств |
2. |
В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее — договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период |
Часть 3 статьи 54 Федерального закона N |
Договоры об оказании платных образовательных услуг |
Наличие в договорах об оказании платных образовательных услуг указаний на полную стоимость платных образовательных услуг и (или) порядок их оплаты. Отсутствие в договорах нормы об увеличении стоимости платных образовательных услуг после заключения и в течение срока их действия (за исключением официального уровня инфляции) |
3. |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся |
Часть 5 статьи 54 Федерального закона N |
Локальный нормативный акт, устанавливающий основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц |
Наличие локального нормативного акта, устанавливающего основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц |
4. |
Соблюдение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, установленных правил оказания платных образовательных услуг |
Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 |
Локальные нормативные акты об оказании платных образовательных услуг |
Наличие локальных нормативных актов об оказании платных образовательных услуг |