Минфин России Письмо от 12 сентября 2017 г. N 03-02-03/58613
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 сентября 2017 г. N 03-02-03/58613
Минфин России с участием ФНС России и Минтруда России, рассмотрев обращение и приложенные к нему предложения по внесению изменений в главу 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), сообщает следующее.
1. По предложению о распространении действия норм главы 9 Кодекса на все без исключения страховые взносы путем исключения из пункта 6 статьи 61 Кодекса слов «(за исключением страховых взносов в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной пенсии)» сообщается следующее.
Примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, следует читать: «...или выбранный негосударственный пенсионный фонд,..».
Согласно статьям 3 и 10 Федерального закона от 24.07.2002 N
Несвоевременная уплата плательщиком страховых взносов сумм страховых взносов на финансирование накопительной пенсии приводит к потерям инвестиционного дохода застрахованных лиц.
При этом в случае предоставления плательщику страховых взносов отсрочки или рассрочки по уплате страховых взносов на финансирование накопительной пенсии причиной снижения инвестиционного дохода застрахованных лиц будет являться решение органа, осуществляющего администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о предоставлении отсрочки или рассрочки.
Кроме того, на основании Федерального закона от 28.12.2013 N
Поэтому в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате страховых взносов в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной пенсии и влияющих на формирование объема пенсионных прав, возможно ущемление прав застрахованных лиц на накопительную пенсию.
2. Предлагаемые изменения в статью 64 Кодекса в части увеличения срока, на который может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате страховых взносов, а также соответствующих пеней и штрафов, до десяти лет являются необоснованными.
Кроме того, предоставление отсрочки или рассрочки по уплате страховых взносов на длительный срок (более одного года) существенно увеличит нагрузку на бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части необходимости выделения дополнительных субсидий государственным внебюджетным фондам на обеспечение их сбалансированности.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 15.12.2001 N
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N
3. РСПП предлагается внести изменения в подпункт 3 пункта 2 статьи 64 Кодекса в части предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога не только при угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога, но и при наличии признаков несостоятельности (банкротства).
Пункт 13 статьи 64 Кодекса дополняется абзацем, согласно которому в случае введения в отношении заинтересованного лица процедур, применяемых в деле о банкротстве, отсрочка или рассрочка по уплате страховых взносов предоставляется с учетом положений Федерального закона N
При этом изменения в пункт 13 статьи 64 Кодекса не распространяются на налоги. В связи с этим неясна необходимость указанных изменений только в отношении страховых взносов.
Не учитывается, что порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N
Федеральный закон от 26.10.2002 N
4. Пункт 2.1 статьи 64 Кодекса предлагается РСПП дополнить абзацем вторым, предусматривающим предоставление отсрочки или рассрочки по уплате страховых взносов на всю сумму задолженности без учета стоимости чистых активов, как это предусмотрено для налогов.
При этом законопроектом не предусматривается внесение изменений в абзац первый пункта 21 статьи 64 Кодекса с указанием о его неприменении к страховым взносам.
Полагаем необоснованным нераспространение ограничения, предусмотренного абзацем вторым пункта 2.1 статьи 64 Кодекса, только на страховые взносы.
Не учитывается, что при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате страховых взносов на сумму, превышающую стоимость чистых активов организации, существует риск невозврата подлежащих уплате сумм страховых взносов.
5. Неясна суть предложения о внесении изменения в пункт 13 статьи 64 Кодекса в части распространения положений статьи 64 Кодекса на страховые взносы, обязанность по уплате которых возникла до даты подачи заявления, так как неясно, какой период охватывается до даты подачи заявления и подпадают ли под действие данного пункта страховые взносы, действовавшие до 01.01.2017.
6. Вопросы изменения срока уплаты страховых взносов, которые подлежали уплате в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N
Полагаем возможным рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 03.07.2016 N
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
И.В.ТРУНИН
12.09.2017