Минфин России Письмо от 28 декабря 2017 г. N 03-07-09/87714
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам заполнения счетов-фактур и первичных документов, а также применения налога на прибыль организаций при реализации товаров (работ, услуг), стоимость которых выражена в условных единицах и оплачивается в рублях по курсу условной денежной единицы, установленному договором на реализацию этих товаров (работ, услуг), и сообщает.
Согласно пункту 4 статьи 153 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), если при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки товаров (работ, услуг), при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При последующей оплате товаров (работ, услуг) налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 Кодекса.
Таким образом, в счетах-фактурах по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) по указанным договорам, в графе 5 счета-фактуры, в которой указывается стоимость всего количества отгруженных по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога на добавленную стоимость, следует указывать стоимость товаров (работ, услуг) без налога в рублях, определенную исходя из стоимости товаров (работ, услуг) без налога в условных денежных единицах, пересчитанных в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Что касается налога на прибыль организаций, то на основании пункта 8 статьи 271 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода.
Требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.
В соответствии с пунктом 11 статьи 250 Кодекса дооценка или уценка производится в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России, либо с изменением курса иностранной валюты (условных денежных единиц) к рублю Российской Федерации, установленного законом или соглашением сторон, если выраженная в этой иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимость требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, определяется по курсу, установленному законом или соглашением сторон соответственно.
Если при пересчете выраженной в условных денежных единицах стоимости требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, применяется иной курс иностранной валюты, установленный законом или соглашением сторон, пересчет доходов, требований (обязательств) производится по такому курсу.
Учитывая изложенное, в случае если курс иностранной валюты установлен соглашением сторон, пересчет доходов производится по данному курсу.
В отношении вопроса заполнения первичных документов сообщаем, что данный вопрос к компетенции Минфина России не относится.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА
28.12.2017