25 апреля 2024 года
Регистрация

Минфин России Письмо от 7 марта 2018 г. N 02-07-10/14794

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо от 01.02.2018 по вопросу о порядке отражения в бюджетном учете пользователем (арендатором) имущества — нежилых помещений, принятых на основании договора безвозмездного пользования, заключенного на неопределенный срок, и сообщает.

Согласно пункту 36 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая находящееся в пользовании субъекта учета, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Для целей бухгалтерского учета полезный потенциал, заключенный в активе, — это его пригодность для использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств) (пункт 37 СГС «Концептуальные основы»).

В соответствии с договором безвозмездного пользования нежилыми помещениями ссудополучатель получает право пользования активом (нежилым помещением) для извлечения его полезного потенциала в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий), одновременно принимая обязательства в отношении основных условий пользования и содержания имуществом.

С учетом изложенного для целей бухгалтерского учета право пользования ссудополучателя нежилым помещением следует признавать в качестве объекта учета аренды.

Согласно положениям федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (далее — СГС «Аренда») объекты учета аренды классифицируются для целей бухгалтерского учета в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных пунктами 12 — 14 СГС «Аренда», либо объектами учета операционной аренды, либо объектами учета неоперационной (финансовой) аренды.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации обоснование бюджетных ассигнований является документом, характеризующим бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).

При этом к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования в том числе на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (далее — ассигнования на обеспечение выполнения функций).

С учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации каждый участник бюджетного процесса формирует обоснование бюджетных ассигнований, в том числе ассигнований на обеспечение выполнения функций, предусматривая расходы по содержанию имущества на очередной финансовый год и плановый период (далее — бюджетный цикл).

Пунктом 77 СГС «Концептуальные основы» предусмотрено применение при ведении бухгалтерского учета допущения непрерывности деятельности, которое означает, что субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее — обозримое будущее), и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем.

Таким образом, в случае если договор безвозмездного пользования имуществом (нежилым помещением) заключен на неопределенный срок и в соответствии с условиями договора в любое время может быть расторгнут согласно статье 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, а обоснованиями бюджетных ассигнований предусмотрены расходы на содержание такого имущества (нежилого помещения) для использования его субъектом учета в целях обеспечения выполняемых им функций на весь период бюджетного цикла, то для целей бухгалтерского учета полученное право пользования имуществом (нежилым помещением) признается активом.

При признании указанного актива следует классифицировать его как объект учета операционной аренды, полагаясь на принцип допущения непрерывности деятельности субъекта учета, принимая во внимание период бюджетного цикла и рыночную стоимость арендных платежей по аналогичным объектам имущества.

Обращаем внимание, что при отражении в бюджетном учете объектов учета операционной аренды следует руководствоваться Методическими указаниями по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (письмо от 13.12.2017 N 02-07-07/83464), размещенными на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Методический кабинет». Интернет-адрес сайта — http://www.minfin.ru.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

07.03.2018

Возврат к списку

Реклама