Минфин России Письмо от 3 апреля 2018 г. N 02-07-10/21628
Министерство финансов Российской Федерации по вопросу отмены нормативных правовых актов, регулирующих применение унифицированных форм первичных учетных документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД (далее — класс 03 ОКУД), сообщает следующее.
В настоящее время правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, определяются Федеральным законом от 29.06.2015 N
Закон N
Порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической информации», а также разработанными во исполнение указанного постановления Правилами стандартизации ПР
В соответствии с пунктами 3.5 и 3.6 основных положений порядка проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов, установленных Правилами стандартизации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является головным федеральным органом исполнительной власти по общероссийским классификаторам, в том числе по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД) (ОК
Следует отметить, что формы документов, зарегистрированные в ОКУД, широко применяются государственными (муниципальными) органами власти, Банком России, кредитными финансовыми организациями, организациями сектора государственного управления, а также организациями реального сектора экономики.
В настоящее время в бюджетном процессе наряду с разработанными Министерством финансов Российской Федерации формами первичной, учетной и отчетной документации казенных, бюджетных и автономных учреждений всех уровней бюджетной системы Российской Федерации класса 05 (ОКУД) применяются также унифицированные формы первичной учетной документации (далее — УФД) других классов ОКУД, в частности:
класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации», разработанные Госкомстатом России, по учету труда и заработной платы, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, проведению инвентаризации, по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ (акты о приемке законченных строительством объектов (приостановлении строительства) (N N КС-11, КС-14, КС-17 и др.)), по учету торговых операций («Товарная накладная» (N ТОРГ-12)) и др.;
класса 04 «Документация по безналичным расчетам и бухгалтерскому учету», разработанные Банком России, в части форм документации, не относящейся к финансовым расчетам, применяемая также всеми участниками платежной системы Российской Федерации (например, по учету кассовых операций («Приходный кассовый ордер» (N КО-1), «Расходный кассовый ордер» (N КО-2), «Кассовая книга» (N КО-4) и др.)).
Следует отметить, что УФД класса 05 ОКУД применяются также коммерческими организациями в рамках исполнения государственных контрактов.
Разработка УФД класса 05 ОКУД осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и частью 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N
Согласно статьям 6, 7, 28 и 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система базируется на принципе единства, что означает и единство бюджетного законодательства, и единство форм бюджетной документации, применяемых и разрабатываемых в соответствии с бюджетными полномочиями Министерства финансов Российской Федерации по определению методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности в рамках осуществления бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Основные принципы государственной учетной политики для организаций государственного сектора установлены федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
В соответствии с указанными нормативными правовыми документами первичные учетные документы принимаются к учету, если они сформированы на основании унифицированных форм документов, установленных согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами государственных органов исполнительной власти.
Класс 03 ОКУД, включающий УФД первичных учетных документов, вместе с другими классами ОКУД является составной частью национальной системы стандартизации с тем лишь различием, что в настоящее время находится в пассивном состоянии относительно функции его ведения (внесения изменений), однако это не ограничивает возможности применения УФД класса 03 ОКУД организациями различных секторов экономики.
На основании отдельных УФД класса 03 ОКУД были разработаны формы универсальных передаточных документов, применяемых Федеральной налоговой службой для автоматизированного учета подлежащих отчислению в бюджет налогов на товары и услуги.
Кроме того, применение УФД класса 03 ОКУД предусмотрено действующими правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами отдельных федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития (приказ от 23.06.2017 N 299 «Об утверждении Плана информатизации Министерства экономического развития на 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов»), Минстроя России и др.), а также Банка России.
Реализация и развитие одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» также базируются на применении единой системы реестров, классификаторов, классификаций, справочников и формуляров, ведение которых осуществляется уполномоченными органами государственной власти. Указанные информационные ресурсы применяются в целях обеспечения единого информационного пространства и создания условий для качественного и своевременного планирования, формирования отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повышения эффективности бюджетных расходов и оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым сохранить класс 03 ОКУД и входящие в него унифицированные формы документов, которые используются как организациями государственного сектора, так и коммерческими организациями.
Наличие такого информационного ресурса, используемого организациями реального сектора экономики на принципе добровольности, может оказать существенную помощь организациям малого бизнеса, не располагающим финансовыми и кадровыми ресурсами для проведения работ по унификации и стандартизации форм документов.
А.М.ЛАВРОВ
03.04.2018