25 апреля 2024 года
Регистрация

Минфин России Письмо от 4 мая 2018 г. N 02-06-05/30266

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 4 апреля 2018 г. по вопросу применения плана счетов бюджетными и автономными учреждениями и сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) уполномочено определять единую методологию и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности.

В рамках реализации своих полномочий Минфином России изданы приказы, регулирующие ведение бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, к которым относятся приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н) и приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — СГС «Концептуальные основы»).

Инструкция N 157н, СГС «Концептуальные основы», а также иные федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и иные приказы Минфина России, утверждающие план счетов бюджетного учета, план счетов бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений, план счетов казначейского учета, устанавливают единые требования к учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных (муниципальных) учреждений, операций, их изменяющих, единый порядок применения Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Совокупность вышеуказанных нормативных актов является результатом выполнения Минфином России задачи по формированию единой государственной политики в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для организаций государственного сектора.

Необходимо отметить, что особенности гражданско-правового положения бюджетного учреждения определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).

Так, согласно статье 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

При этом бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся согласно учредительным документам учреждения к его основным видам деятельности, в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями, утвержденными органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидий бюджетным учреждениям, порядок формирования которого определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Имущество бюджетного учреждения, необходимое ему для выполнения государственного (муниципального) задания, закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Для автономных учреждений нормативным актом, определяющим их правовое положение, является Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В то же время согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При этом, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

В пункте 6 Инструкции N 157н указано, что субъект учета формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Таким образом, учитывая, что бюджетные и автономные учреждения создаются в целях обеспечения реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в отдельных сферах деятельности государства, собственником имущества бюджетных и автономных учреждений является публично-правовое образование, то при ведении бухгалтерского учета и для формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности они обязаны обеспечить применение единой государственной политики в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленной Минфином России для организаций государственного сектора, в частности, Инструкцией N 157н и СГС «Концептуальные основы».

При этом исходя из особенностей правового положения и особенностей финансового обеспечения и исполнения обязательств бюджетными и автономными учреждениями, в целях формирования полной и достоверной информации обо всех активах и обязательствах, о полученном финансовом результате данные учреждения применяют соответственно план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 16 декабря 2010 года N 174н, и план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по применению, утвержденные приказом Минфина России от 23 декабря 2010 года N 183н.

В этой связи полагаем, что применение бюджетными и автономными учреждениями плана счетов для коммерческих организаций является нецелесообразным, поскольку не отражает всей специфики деятельности указанных учреждений и особенностей их правового статуса, закрепленного в нормативно-правовых актах.

План счетов казначейского учета, утвержденный приказом Минфина России от 30 ноября 2015 года N 184н, применяется органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для ведения казначейского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

04.05.2018

Возврат к списку

Реклама